Born in Austria

Питер Брейгель старший: картина мира

Вена славится своей коллекцией Питера Брейгеля Старшего — самой большой в мире. Наверное, прочитав эти строки, вы сразу же представили себе его знаменитые полотна «Вавилонская башня», «Охотники на снегу» или «Битву масленицы и поста». Однако собрание Брейгеля в австрийской столице не ограничивается картинами в музее истории искусств.

Еще совсем недолго — до 3 декабря — в Альбертине будет работать выставка под названием «Брейгель: картина мира», на которой представлены графические работы мастера. Это, прежде всего, рисунки к гравюрам и сами гравюры, выполненные, по большей части, во второй половине 50-х годов XVI века. Выставка небольшая — всего 80 работ — но всеобъемлющая: на ней устроители собрали примеры всех мотивов, которые известны в графическом наследии Брейгеля.

Значение этой выставки для вживания в творчество Брейгеля трудно переоценить. Достаточно сказать, что плотное сотрудничество с издателем гравюр Иеронимом Коком позволило Брейгелю и встать на ноги финансово, и приобрести известность, и попробовать «на вкус» высокую степень свободы — в выборе сюжетов, в расстановке акцентов.

Выставка открывает нам Брейгеля как прекрасного рисовальщика. Как тонкого наблюдателя и пытливого ученика. В его работах чувствуется влияние Босха и Дюрера (и не только их) — гравюры и рисунки великих предшественников Брейгеля также представлены в залах Альбертины. Однако, одновременно видно, в чем гениальный нидерландец (именно так называлась Родина Брейгеля в XVI веке) пошел дальше своих учителей. Брейгеля интересовала жизнь — протекающая сейчас, вокруг него и с его участием; полная бед, разочарований, испытаний, несправедливости, красоты, нежности и благородства…

Брейгель предстает перед нами как значительный новатор: искусствоведы называют его подход к изображению ландшафта «новым реализмом», и отдают ему пальму первенства в разработке нового жанра, ландшафта морского — марины. Вот перед нами гравюра «Вооруженный трехмачтовый корабль и галера в открытом море». Матросы взбираются по вантам, паруса наполнены ветром, развеваются вымпелы, на поверхности воды за кораблем остаются глубокие «борозды»…

Выставка богата несколькими жемчужинами и одним открытием.

Начнем с открытия. Готовя выставку, кураторы изучали имеющиеся в фондах Альбертины рисунки и гравюры Нидерландов XVI века. Частично работы еще содержатся вклеенными в крупноформатные фолианты. В них-то кураторы и обнаружили доселе не каталогизированную гравюру современника Брейгеля Франса Хьюуса (Frans Huys) «Панорама Антверпена», документально отражающую вид современного Брейгелю города и его окрестностей. Всмотритесь! Перед бастионами, за которыми гордо красуются шпили соборов, раскинулись поля; по их просторам разбросаны маленькие фигурки: вот крестьянин перебирается через мостик, вот мальчик погоняет гусей (четко виден даже прутик в его руках!), вот семья возвращается после работа – дети радостно бегут впереди родителей…

Что касается жемчужин… То это гравюры, «Осел в школе», «Альпийский ландшафт», «Искушение Святого Антония», «Охота на зайцев», рисунки к серии гравюр «7 смертных грехов» и, конечно, «Художник и знаток». Около этой работы экскурсоводы простаивают особенно долго. Нет, это не автопортрет Брейгеля, но отражение его восприятия сущности художника и его положения в обществе. Его всклокоченные волосы, отрешенное выражение лица, взгляд, проникающий за границы познанного и обыденного противопоставлены простоватой безыскусной внешности покупателя, упершегося взглядом в рамку рисунка, с предчувствием удачной покупки схватившегося за кошелек. От которого художник все-таки зависит…

«Код 43», которому выставка очень понравилась, приглашает вас быть предельно внимательными и самостоятельно совершить замечательное открытие, рассматривая размещенные рядом рисунок и гравюру «Большие рыбы пожирают малых». Присмотритесь к авторству! Дерзайте!