Зальцбург

«Во власти страсти»: о самом интересном на летнем зальцбургском фестивале 2018

Для многих всемирно известный Летний зальцбургский фестиваль – единственный повод нанести удар своему бюджету и выбраться в сказочный средневековый Зальцбург. Приближаясь к своему столетнему юбилею, который всё культурное человечество будет отмечать в 2020 году, главный зальцбургский фестиваль наращивает свои производственные мощности: в этом году в программе заявлено 206 представлений в разных музыкально-театральных жанрах за 42 дня.

Бюджет фестиваля космический (более 60 млн евро, или примерно 10 млн евро в неделю), цены на билеты заоблачные, ажиотаж неврастенический, - словом, пропустить в очередной раз невозможно, хотя на самые главные представления фестиваля билетов уже почти не достать. Настоящий обзор – скромная попытка сориентировать меломанов и гостей фестиваля в необъятной программе этого крупнейшего музыкально-театрального форума мира.

Второй сезон фестиваль возглавляет Маркус Хинтерхойзер – пианист, музыкальный менеджер и поклонник русской исполнительской школы. Именно М. Хинтерхойзеру принадлежала идея приглашения в оперную программу российского оркестра (прошлым летом новосибирский оркестр «musicAeterna» под управлением Т. Курентзиса разрушил одну из самых незыблемых традиций, открыв оперную программу оперой Моцарта «Милосердие Тита»), равно как и идея возродить концептуальность практически необъятной программы. Если в прошлом году в фокусе оперных постановок была оппозиция «власть и личность», то предстоящее фестивальное лето пройдёт под девизом-триадой «Страсть, Сострадание, Экстаз».

В этой связи первое, на что стоит обратить внимание, - новая постановка оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», в которой страстная инфернальность сочетается с душераздирающим психологизмом. Сложно и боязно предположить сейчас, что с этим шедевром сделает режиссёр Ханс Ноенфельс, известный своей зоофильной неуравновешенностью в выборе сценических средств, но как минимум, бесспорно сильной стороной постановки станет Венский филармонический оркестр под управления легендарного маэстро Мариса Янсонса и выдающийся ансамбль солистов, среди которых звезда Зальцбургского фестиваля, солистка Мариинского театра Евгения Маравьёва (Лиза), Брэндон Йованович (Герман), Владислав Сулимский (Томкий), Игорь Головатенко (Елецкий), неподражаемая Оксана Волкова (Полина), Станислав Трофимов (Сурин), Глеб Перязев (Нарумов) и др. Все билеты уже распроданы. Билеты на торжественный приём в Резиденции по случаю премьеры 5 августа можно ещё успеть приобрести за 750 евро.

Следующий перл в программе фестиваля - экстремально эротичная «Саломея» Р. Штрауса в постановке Р. Кастеллучи, который хочет «очистить» образ Саломеи от традиционных штампов и представить трагедию Оскара Уайльда в «минималистичной» окантовке. Сложно вообразить, как будет зачищать семантические «штампы» этот чудесный режиссёр, уже не раз замеченный в пристрастии к несуразно-бессвязным инсталляциям, параллельным всему и вся, но билеты уже все распроданы. Бессмертный шедевр последнего немецкого гения Рихарда Штрауса прозвучит в исполнении Венских филармоников под управлением Франца Вельзер-Мёста. Главные партии исполнят Джон Дасцак, Анна Мария Кьюри, Асмик Григорян и др.

«Волшебная флейта» Моцарта будет вновь инсценирована режиссёром Лидией Штайр и исполнена Венскими филармониками под управлением маэстро Константиноса Каридиса. Ансамбль солистов выглядит настолько неожиданно, что все билеты уже распроданы: баритон Маттиас Гёрне выступит в профундовой партии Зарастро, наша Альбина Шагимуратова исполнит партию истероидной Царицы Ночи, законопослушного принца Тамино будет вести к свету-разуму швейцарский тенор Мауро Петер, партию неуравновешенно-романтичной принцессы Памины исполнит баварская сопрано Кристиана Карг, ну а ключевой персонаж последнего оперного шедевра Моцарта прозвучит в исполнении чешского баса-баритона Адама Плачетки.

© Tourismus Salzburg

Традиционно не достать билетов на представления с участием Чечилии Бартоли: хозяйка Зальцбургского Троицкого (читаем: «малого») фестиваля выступит в этот раз в новой постановке оперы Дж. Россини «Итальянка в Алжире». Бессменные партнёры примадонны по концептуальному переосмыслению классики - режиссёрский дуэт Моше Лейзер и Патрис Корье планирует представить нечто из ничего: в самом деле, «мыльно-прачечный» сюжет «он любит не её, а другую, а она любит не его, а того» бескомпромиссно бестолковый. Звёздный ансамбль солистов включает также харизматичного Ильдара Абдразакова, сладкоголосого уругвайского тенора Эдгардо Рочу, Алессандро Корбелли и др. Музыканты французского барочного ансамбля «Матеус» выступят под руководством Жана-Кристофа Спинози.

© Salzburger Festspiele / Monika Rittershaus

Завершает ожерелье безнадёжно распроданных брильянтов в оперном ожерелье грядущего фестиваля волшебная опера Дж. Бизе «Искатели жемчуга». Опера будет представлена в концертном исполнении Аидой Гарифуллиной, Ксавье Камарено, Пласидо Доминго и Станиславом Трофимовым в сопровождении оркестра «Моцартеум» под руководством Патрика Фурнилье.

К разряду «вероятно достойного» можно отнести постановку оперы «Вакханки» Хенце и концертное исполнение «Процесса» Готтфрида фон Айнема (подробную информацию можно найти здесь https://www.salzburgerfestspiele.at/oper/prozess-2018).

В центре концертной программы фестиваля – единственное выступление Анны Нетребко в семейном дуэте с Юсифом Эйвазовым: 29 августа прозвучат фрагменты из опер Верди и Джордано. Билетов нет и не будет.

© SF/Kolarik

Также не достать билетов на концерт Йонаса Кауфмана, но еще есть надежда попасть на концерт изумительного контр-тенора Филиппа Жарусски.

Прелюбопытными обещают быть концерты Маттиаса Гёрне в сопровождении самого Маркуса Хинтерхойзера (13.08.2018) и Флориана Бёша в сопровождении Малькольма Мартинё.

Из того, что нужно обязательно брать, следует отметить концерты пианистов Аркадия Володоса 31.07.2018 (Шуман, Шуберт, Момпу), Евгения Кисина 02.08.2018 (Шопен, Шуберт, Скрябин, Дебюсси), Даниила Трифонова 14.08.2018 (Чайковский, Григ, Рахманинов), Григория Соколова 08.08.2018 (Гайдн, Шуберт), Игоря Левита 04.08.2018 (Вагнер, Лист, Бетховен).

Весь «Бетховенский цикл» в исполнении «musicAeterna» под управлением Т. Курентзиса уже распродан, поэтому писать о нём будут уже те, кому удастся попасть и оценить, а вот на один из двух концертов Берлинских филармоников под управлением их нового музыкального директора - австрийского маэстро из сибирского Омска и, без преувеличения, одного из величайших маэстро наших дней Кирилла Петренко – билеты пока ещё можно заказать (27.08.2018 оркестр исполнит произведения Прокофьева, Шмидта и Дукаса).

© Salzburger Festspiele / Marco Borrelli

Бывшего шефа Берлинского филармонического оркестра сэра Сэймона Раттла можно будет увидеть в двух концертах Лондонского симфонического оркестра (будут исполнены работы Малера, Бернстайна, Дворжака и др.).

Традиционно свою концертную программу представит резидент-оркестр фестиваля – Венский филармонический: легендарный оркестр исполнит произведения Циммермана, Штрауса, Бартока, Шуберта, Сибелиуса, Брукнера, Хенце и Вагнера под управлением Риккардо Мути, Франца Вельзер-Мёста, Эса-Пекки Салонена и Андриса Нельсонса.

Драматургическая часть фестивальной программы представлена на редкость обширным списком. Как это ни странно, но на самую неудачную, возможно, за всю историю фестиваля постановку драмы-мистерии «Йедерманн» Гуго фон Гофмансталя, положившей начало фестивалю 22 августа 1920 г., все билеты уже распроданы, тогда как на «Голод» Кнута Гамсуна и сценическую версию романа «Заходит лошадь в бар» буккеровского лауреата Давида Гроссмана можно ещё приобрести.

В завершение нашего краткого обзора сложно удержаться от выражения бескрайнего изумления стремительно возросшей популярностью фестиваля: такого количества аншлагов задолго до открытия продаж история фестиваля ещё не знала. Остаётся только надеяться, что программа фестиваля 2018 года оправдает этот небывалый ажиотаж.