АВСТРИЯ

Фиолетовое с корицей: в ожидании чуда

Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.
Рой Смит

В этой статье мы разложим очарование Адвента «по полочкам», и тогда, увидев рождественский венок или вновь услышав «Тихая ночь, святая ночь...», вы скажете себе — я знаю, почему это так!

Примерно за месяц до Рождества в Европе начинается совершенно особенное время: в воздухе витают запахи корицы и миндаля, на улице слышатся звуки музыки, все пребывают в благостном настроении. Этих дней ждут с нетерпением, они наполнены предвкушением праздника, и если бы не их официальное название — Адвент, они вполне могли бы войти в календарь как «пятое время года». Первое упоминание Адвента (от лат. Аdventus — «пришествие»), как названия предрождественского периода, относится к IV веку. Именно тогда римский папа Юлий I выбрал дату 25 декабря для празднования Рождества Христова. «Популяризации» Адвента способствовали с XIII века монахи-францисканцы, а в XVI веке папа Пий V закрепил проведение специальных служб в течение Адвента для всей католической церкви.

Поэтому немного удивительно, что большинство традиций, связанных с Адвентом, очень молодо — им менее 200 лет. Но еще более удивительны истории их появления.

RORATE COELI DESUPER...

Итак, за четыре воскресенья до Рождества (в нынешнем году начало Адвента приходится на 30 ноября) духовенство облачается в одеяния фиолетового — покаянного — цвета, и католическая церковь начинает новый литургический год.

В будние дни в храмах звучат Рораты — мессы Пресвятой Деве Марии: «Кропите, небеса, свыше...». Службы начинаются затемно, проходят в полутьме, и лишь к концу мессы в церкви включают свет. Символ Рораты — особая свеча, стоящая у алтаря и символизирующая Пресвятую Деву. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в фонарик с прозрачными окошками. Зачастую мессу предваряет процессия, во главе которой идут дети с фонариками и освещают путь в церковь.

Богослужение в каждое из четырех воскресений Адвента имеет свою тематику: первое посвящено Второму Пришествию Христа, в центре второго — приготовление к встрече божественного младенца, третьего — Иоанн Креститель, четвертого — Дева Мария.

Как мы уже сказали, цвет Адвента — фиолетовый, но если вы зайдете в церковь в третье воскресенье, то будете удивлены произошедшим в ее убранстве переменам. Розовые ленты, розовые цветы, розовое облачение священников... Это особенный день — день радости («Gaudete!»), ведь Христос родится уже скоро — и ему соответствует единственная розовая свеча в рождественском венке, о котором теперь пойдет речь.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПАСТОРА ИОГАННА

Во время Адвента его можно увидеть всюду: в церкви, гостиной, офисе или магазине.

Изысканный дизайнерский или сделанный, пусть не очень умело, но собственными руками, из еловых или сосновых веток, с лентами, ангелочками, елочными украшениями, пряностями, стразами Swarovski... но обязательно с 4 свечами.

Традиции составлять рождественский венок нет и 200 лет...

Осенью 1833 года лютеранский теолог из Гамбурга, священник Иоганн Генрих Вихерн, открыл школуприют для сирот, детей бедняков и, как сказали бы сейчас, малолетних правонарушителей. Вихерн заботился о пропитании своих подопечных, обучении какому-нибудь ремеслу (например, плотника или портного) и, конечно же, об их религиозном воспитании.

Чтобы дети могли сами отсчитывать, сколько осталось до долгожданного праздника Рождества, в 1839 году пастор Иоганн смастерил первый «венок Адвента». Отслужившее свое деревянное колесо от телеги он украсил еловыми ветками и свечами, 20 маленькими красными и 4 большими белыми — именно столько дней оставалось до Рождества. Каждый будний день в венке зажигали маленькую свечку, а по воскресеньям к ним добавлялась большая. Быстро распространившись по лютеранским приходам, к 1925 году «венок Адвента» покорил и католиков.

Позднее в венке осталось только четыре свечи, по одной на каждое воскресенье. По традиции их зажигают против часовой стрелки, и каждая свеча имеет свое название. Первая — свеча Пророков, напоминает о пророках Ветхого Завета, говоривших о приходе Мессии; вторая — Вифлеемская, названа в честь города, где сбылись пророчества; третья — свеча Пастухов, в честь тех, кто первым пришел поклониться Ему; четвертая — Ангельская, или свеча Христа, символизирует скорое Второе Пришествие. Когда в четвертое воскресенье на венке зажжены наконец-то все свечи, свеча Христа оказывается самой высокой.

© Franz Gerdl

МАМА, ДОЛГО ЕЩЕ?

По сути, с той же целью — скрасить ребенку ожидание праздника — появился на свет и рождественский календарь. Традиционно он выглядит как картонный домик или картинка с открывающимися окошечками, на каждом из которых написана дата от 1 до 24. Часто кроме картинки за окошечком скрывается маленькое лакомство.

Считается, что изобрела его немка, некая фрау Ланг, уставшая отвечать на вопрос своего маленького сына: «Сколько еще дней осталось до Рождества?» Кстати, сейчас австрийские мамы не перестают придумывать новые формы календаря. В прошлом году «Код 43» заглянул в одну приятную семью и подсмотрел, как мама мастерила из цветного картона объемные фигурки, в которые потом прятала сладости. Фигурки она подвесила на сплетенный из веток круг и украсила им детскую. Брат с сестрой, придя домой из школы и заметив новшество, запрыгали от восторга. Но, к огорчению мамы, тут же стали спорить, кто начнет открывать фигурки...

Справедливости ради надо отметить, что рождественский календарь традицией Адвента, строго говоря, назвать нельзя, ведь дети начинают открывать его окошечки не в первый день Адвента, а всегда 1 декабря. Не исключено, однако, что идею календаря подсказал фрау Ланг венок, ведь чем было колесо со свечами, как не наглядным календарем? Правда, к 1908 году, когда сын фрау Ланг начал мучать ее вопросами, в венке Вихерна было уже 4 свечи...

Так или иначе, второе рождение календаря состоялось в 1920 году, когда его начали издавать и продавать.

STILLE NACHT, HEILIGE NACHT

Два дня рождения — не такая уж редкость, если мы говорим о традициях католического Рождества или Адвента. Ими может «похвастаться» песня «Тихая ночь, святая ночь...» — самый популярный рождественский гимн в мире.

Его текст в 1816 году написал в разделенном после войны с Наполеоном между Баварией и Австрией городке Оберндорф помощник викария Йозеф Мор. А положил на музыку по просьбе автора двумя годами позже органист и учитель Франц Грубер.

© Niki Faistauer

По неподтвержденной, но очень распространенной легенде, Мор обратился к Груберу потому, что в церкви в самый канун Рождества вышел из строя орган. Поэтому Грубер написал музыку для двух голосов а капелла и гитары. Оба автора были и первыми исполнителями: 24 декабря 1818 года под сводами церкви Святого Николая прозвучало:

«Stille Nacht! Heilige Nacht!
Alles schlaeft; einsam wacht
Nur das traute heilige Paar...»

© Franz Gerdl

Прихожане-слушатели, по большей части речники и работники маленьких верфей на Зальцахе с семьями, приняли песню «на ура». И уже в следующее Рождество ее пели в соседних приходах. Почти сразу песня вошла в репертуар ансамблей двух династий — Штрассер и Райнер. Последние исполняли ее для российского императора Александра I, когда он в 1822 году проезжал через землю Зальцбург, направляясь на Веронский конгресс. Эти две семьи разнесли австрийский рождественский гимн по свету: сестры Штрассер пели его в Европе, а ансамбль династии Райнер — во время турне по Америке.

При этом до середины 50-х годов XIX века фамилии авторов, как слов, так и музыки, не назывались и, может быть, были бы забыты, не приди в Зальцбург, в монастырь Святого Петра запрос на эту тему. К этому времени Мор уже умер, но, по счастью, был жив Грубер, который собственноручно записал историю возникновения гимна.

...ПРИШЛИ И НАШЛИ МАРИЮ И ИОСИФА, И МЛАДЕНЦА, ЛЕЖАЩЕГО В ЯСЛЯХ (Лук. 2:16)

Но отвлечемся от «молодых» традиций и обратим взоры свои в глубь веков.

С XIII века в европейских храмах начали выставлять скульптурные композиции из деревянных или глиняных фигур на библейские сюжеты, связанные с рождением. В Австрии эти композиции называются Krippe, по-русски мы скажем «вертеп». Возникновение обычая сооружать вертеп приписывают святому Франциску Ассизскому. Его фигура стоит перед церковью Миноритов (Minoritenkirche), которая находится в двух шагах от Хофбурга. Вы не пожалеете, если в рождественские дни заглянете именно сюда. Особенно рады будут дети. Вертеп у миноритов большой и нарядный, в нем очень много фигурок, он светится, двигается и иногда даже звучит.

Раньше вертепы ставили только в церквях, однако уже давно они стали атрибутом домашнего праздника, «вышли» на улицу, приобретя более крупный масштаб, и даже превратились в спектакли, в которых наряду с людьми участвуют и животные — вол и осел. Резной вертеп — традиционный подарок этих дней, который особенно приятно выбирать на рождественском рынке.

ТАМ, ГДЕ ЖИВЕТ РАДОСТЬ

Согласно документам, первый по-настоящему рождественский рынок был устроен рядом с собором Святого Штефана, на улицах Грабен и Брандштетте в 1626 году. Он назывался Томасмаркт. Однако венцам приятно думать, что рождественские базары начались с также задокументированной зимней ярмарки, проведение которой разрешил еще в 1294 (!) году герцог Альбрехт I Габсбург. Если верить в эту дату, то в нынешнем году традиции венских рождественских рынков исполняется 720 лет. Впечатляет!

Томасмаркт отличался от обычных рынков тем, что на нем в специально построенных киосках продавали имбирные пряники, кондитерские изделия и сладости. С тех пор австрийское Рождество начало приобретать традиционный запах и вкус. И градус...

Во второй половине XIX века, когда пали крепостные стены, окружавшие Вену, а на их месте появился парадный бульвар — Ринг, из центра были изгнаны стационарные рынки «как утратившие изначальное предназначение в современном городе». И только рождественским рынкам позволили остаться. Правда, места их проведения все время менялись, и даже самый популярный и известный — Christkindlmarkt — «кочевал» по всему городу. Сменив множество адресов, среди которых были и площадь перед собором Святого Стефана, и ныне начинающая «Золотой квартал» площадь Am Hof, в 1975 году Christkindlmarkt получил постоянную прописку на площади у Венской ратуши. Именно здесь ставят «главную елку страны», которую обычно присылает в подарок одна из федеральных земель (в этом году ее, правда, привезли из-за границы — Южного Тироля — сегодняшнего итальянского автономного региона Трентино- Альто-Адидже). Именно здесь открывает двери особенное — рождественское — почтовое отделение «Wolkenpost», сюда съезжаются на фестиваль духовые оркестры со всей Австрии, здесь с некоторых пор известные австрийцы читают под елкой рождественские истории.

Christkindlmarkt посещает более 3 миллионов человек — совершенно понятно, что это не только горожане, ведь в Вене всего 1,7 миллиона жителей, но и гости столицы.

И все-таки венцев на рождественских рынках очень много. Они идут сюда выпить по кружке пунша или глинтвейна с друзьями, прокатить ребенка на карусели или показать ему настоящий пряничный домик, купить необычный подарок родственникам или выбрать всей семьей украшение для домашней елки. Для них это возможность ненадолго вернуться в детство, в волшебную атмосферу радостного ожидания чуда. И конечно, традиция, которую липкими от карамели пальцами под украшенной сверкающими гирляндами елкой младшее поколение принимает от старшего.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РЫНКИ ВЕНЫ

Wiener Christkindlmarkt

Рождественский базар на ратушной площади Вены, несомненно, самый популярный. Украшенная Ратуша, «главная» елка страны и киоски с жареными каштанами, пуншем и подарками привлекают сюда венцев и многочисленных туристов. Особенно привлекательна ярмарка для детей. Парк у Ратуши украшен арками и сказочными мотивами, все деревья имеют оригинальную подсветку. Здесь можно покататься на рождественском экспрессе, самостоятельно смастерить игрушку или испечь рождественское печенье в мастерской «Кристкиндль» в здании Ратуши, повеселиться на многочисленных аттракционах.
Rathausplatz, 1010 Wien
www.christkindlmarkt.at



Kultur- und Weihnachtsmarkt Schoenbrunn

Один из самых «молодых» рождественских базаров в Вене — непосредственно на площади перед дворцом Шенбрунн. Необычные елочные украшения, деревянные игрушки, сладости, «живая» музыка, детские программы — все есть на этом базаре. Важная особенность: базар продолжает работать и после Рождества — уже как новогодний.
Schloss Schoenbrunn, 1130 Wien
www.weihnachtsmarkt.co.at

Weihnachtsmarkt am Spittelberg

Романтичный рождественский базар на Шпиттельберге расположился не на площади, а на пешеходных улочках с сохранившимися историческими зданиями эпохи Бидермейер. Если вы хотите купить подарок близким или просто прогуляться, посетить один из многочисленных баров, то лучше Шпиттельберга места не найти.
Spittelbergviertel, 1070 Wien

Weihnachtsdorf Maria-Theresien-Platz

В торжественном сиянии огней, между Музеем истории искусств и Музеем естественной истории ждет своих посетителей рождественский рынок на площади Марии-Терезии. Кулисами этому рождественскому спектаклю служат исторические здания на Ринге, Хофбург и Музейный квартал. Здесь вы обнаружите традиционные рождественские сувениры и поделки самого необычного дизайна. Музыкальная часть представлена традиционными австрийскими мелодиями, евангелическими хоралами, духовыми оркестрами. Оба музея предлагают разнообразную культурную и познавательную программу для больших и маленьких посетителей.
Новинка сезона 2014: базар работает до самого Нового года и даже в новогоднюю ночь! Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien
www.weihnachtsdorf.at

Weihnachtsdorf Schloss Belvedere

Рождественский рынок рядом с барочным дворцом Бельведер открывается в этом году уже в 11-й раз. Как и в прежние годы, он будет украшен многочисленными елками, большими и маленькими, которые доставят в Вену из Нижней Австрии. Пунш и глинтвейн на этом рынке готовят по старинным австрийским рецептам. Два раза в неделю на этом рынке можно встретить Санта Клауса, раздающего подарки. Наряду с традиционным набором удовольствий и развлечений рождественского рынка у дворца Бельведер проходят выступления любительских хоровых коллективов.
Prinz Eugen Strasse, 27, 1030 Wien
www.weihnachtsdorf.at

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос