АВСТРИЯ

О динозаврах, метеоритах и редких землях

Венский Музей истории природы празднует свое 125-летие

Здания музеев, предназначенных для хранения и демонстрации широкой публике уникальных художественных и природных объектов, были частью огромного проекта в самом центре Вены — так называемого «императорского форума». Неудивительно, что конкурс среди архитекторов был объявлен и курировался непосредственно императором Францем Иосифом I. Было это в далеком 1867 году. Победу в конкурсе одержал проект двух зеркально повторяющих друг друга зданий архитекторов Готфрида Земпера и Карла Хазенауэра. К строительным работам приступили в 1871 году, а 10 октября 1889 года Музей истории природы впервые распахнул свои двери для посетителей. На два года раньше, чем его брат-близнец — Музей истории искусств! Идентичные внешне здания отличаются лишь тематикой скульптурного ряда: на первом — это научные открытия, на втором — развитие художественных стилей. На крыше Музея истории природы установлена фигура бога солнца Гелиоса, купол Музея истории искусств венчает богиня Афина.

Одна из главных достопри- мечательностей музея — зал с реконструкциями динозавров — привлекает не только детей

С момента своего открытия Музею истории природы приходится мириться с тем фактом, что на искусство и его историю «падает больше света», чем на естественные науки. «В некоторой степени это связано и с названием музея, зачастую вводящим в заблуждение публику, — подтверждает директор музея Кристиан Кёберль. — Нашу деятельность нельзя отнести к документации истории природы в привычном смысле. Наша работа состоит в первую очередь в популяризации естественных наук и расширении знаний об окружающем нас мире на основе коллекции, собираемой на протяжении вот уже более чем 260 лет, и в собственных научных исследованиях, проводимых непосредственно в музее».

Это означает, что большая часть работы проходит «за кулисами», в лабораториях, скрытых от глаз посетителей, а результаты многолетних исследований находят свое выражение в тематических специализированных выставках. Но даже многосторонние, очень продуманно подготовленные и спланированные экспозиции, как, например, выставка о редких и вымирающих видах животных, могут показать лишь часть огромной коллекции. Или, как образно отмечает Кристиан Кёберль: «Наши выставки похожи на айсберги: на поверхности находится только небольшая часть ледяной горы, все остальное скрыто под толщей воды».

Представить себе эту спрятанную от публики жизнь музея помогают цифры: под выставочные залы отведено 9000 из 50 000 кв. м полезной площади, 60 из 330 музейных работников — научные сотрудники на полной ставке.

Кристиан Кёберль вступил на должность директора музея в 2010 году. За прошедшие годы ему удалось в значительной степени изменить имидж музея и избавить его от ярлыка «запыленного склада природных объектов». Так, благодаря его усилиям было систематизировано и вновь открыто для широкой публики уникальное отделение антропологии, долгое время до этого находившееся «под замком» и вызывавшее неоднозначные мнения (в частности, из-за существовавшего здесь зала человеческих рас). Под руководством директора новый облик получил и зал, посвященный динозаврам, — одна из главных достопримечательностей музея. Для этого зала была изготовлена подвижная модель тиранозавра (Tiranosaurus Rex) «прижизненных» размеров. Эффект неожиданности такой, что подчас и взрослые посетители музея не могут сдержать испуганных возгласов.

Музей истории природы на венском бульварном кольце (Рингштрассе)

При этом патина времени на многих экспонатах музея (в коллекции метеоритов, минералов или орнитологическом отделении) придает ему особый шарм, с которым не хочется расставаться. Кроме этого, кто же согласится заменить ставшие историей 100-летние витрины на экраны с функцией touch-screen?

Новые медийные технологии, несомненно, находят применение в различных экспозициях. Например, если нужно продемонстрировать значение воды в жизни человека и показать, к каким последствиям может привести неконтролируемое использование этого ресурса. Или когда посетителям необходимо разъяснить такое понятие, как «редкоземельные элементы», которые в последнее время занимают очень важное место в нашей повседневной жизни, ведь мы каждый день держим их в руках в наших мобильных телефонах или планшетах. Экспозиция представляет не только информацию о том, как сложно бывает найти и какие трудности связаны с добычей этих элементов, но и политические и социальные аспекты их разработки и использования. Такие темы требуют, естественно, внимательной и соответствующей духу времени подготовки. Поиски спонсоров для выставки по «горячей» теме, вызывающей споры в обществе, далеко не всегда заканчиваются успехом. Меценаты для художественных выставок находятся существенно легче.

Существующие проблемы, однако, не способны изменить планы директора в юбилейном году. Профессору планетарной геологии и специалисту по импактным событиям* удалось привлечь в музей новых посетителей. Их значительно увеличившееся число подтверждает, что директор и его команда выбрали верный путь.

Музей истории природы входит в список важнейших достопримечательностей австрийской столицы. Здесь можно познакомиться со старейшей в мире коллекцией метеоритов, основы которой были заложены еще в 1751 году (с тех пор она регулярно пополняется; до февраля 2015 года в коллекции выставлен и Челябинский метеорит), посетить открывшийся в сентябре 2014 года цифровой планетарий с полнокупольной проекцией, увидеть в рамках выставки «Мамонты. Замороженные мумии из Сибири» впервые демонстрирующуюся в Европе мумию мамонтенка. Экспонаты для этой выставки были предоставлены Зоологическим музеем Российской академии наук Санкт-Петербурга.

Инициативы энтузиастов, специализированные выставки, презентации коллекций, несомненно, облегчат задачу бога Гелиоса и помогут ему вывести музей из тени в лучи солнца национального и международного внимания.

* Импактные события — столкновение крупных метеоритов, комет, астероидов с планетами.

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос