АВСТРИЯ

Пхукет: Вегетарианский фестиваль

По материалам журнала CODE 66 (Таиланд)

Ежегодно с наступлением девятого лунного месяца по китайскому календарю в Таиланд приходит Вегетарианский фестиваль. Праздник этот берет свое начало в обычаях и обрядах выходцев из Поднебесной Империи. На самом деле, несмотря на свое благозвучное название, ритуалы, связанные с этим праздником, — одни из самых шокирующих и жутких зрелищ на азиатском континенте.

Происходящее очень трудно воспринимать с культурных позиций европейской морали, с ее весьма определенным отношением к садизму и мазохизму. Нам трудно поверить, что истязание плоти здесь связано просто с религиозным обрядом очищения. Простому обывателю кажется, что основной принцип здесь — чем более ужасные вещи вытворяет с собой человек, тем лучше.

Доподлинно история праздника вегетарианства неизвестна. Одни историки считают, что в 1825 году группа китайцев, выполнявших тяжелую работу на оловянных рудниках острова Пхукет, добровольно решила отказаться от мяса, чтобы остановить распространение эпидемии. И впоследствии этот почин слился с традиционным ритуалом почитания китайских Звездных Божеств (Девяти Богов Императоров).

Согласно другой версии, в том же 1825 году от странной эпидемии китайскую общину на Пхукете спасла гастролирующая труппа актеров китайской оперы. Ее участники решили, что боги наказывают жителей за пренебрежение религиозными предписаниями, и начали пост, посвященный им. Когда болезнь отступила, они убедили местных жителей восстановить обряды почитания Девяти Богов, включающих вегетарианскую диету.

Чтобы с достоверностью возродить традицию и обряды фестиваля, в Китай был отправлен посланник, который, проделав неблизкий путь, привез на Пхукет благовония и именные таблички — суть проявления богов, а также священные манускрипты. Прослышав о возвращении гонца, местные жители толпой поспешили к пирсу Банг Ниеу (ныне одно из наиболее почитаемых китайских святилищ на острове), чтобы воочию убедиться в прибытии священного груза. По преданию, так состоялась первая церемония пешего шествия по улицам города Пхукет.

Так или иначе, в девятый лунный месяц в течение девяти дней вот уже больше 180 лет население Пхукета (и не только китайское) каждый год отмечает Вегетарианский фестиваль.

Фестиваль Девяти Богов Императоров в Китае — это празднование возвращения духов богов планет и звезд, которые накануне первого дня девятого лунного месяца снисходят из рая на землю. Всем девяти божествам преклоняются в лице богини, Правительнице Рая — Ма Тзу. В даосском эпосе это Богиня Моря. В юго-восточном Китае считается, что она покровительствует морякам и рыболовам, всем, кто путешествует по воде.

Жрецами китайских храмов Девять Богов Императоров зовутся КИУ-ОНГ-Я. Считается, что они обитают в созвездии Большой Медведицы, на семи звездах видимых и двух звездах не видимых человеческому глазу. Их родительницей считается богиня Доуму (Матерь созвездий), которая обитает на самой яркой звезде — Полярной.

На Пхукете Вегетарианский фестиваль — это нескончаемая череда ритуалов и шествий, вовлекающая в этот водоворот событий не только приверженцев китайских верований, но и обычных жителей. Наиболее красочные процессии и обряды происходят в стенах китайских святилищ. Вегетарианство, как видно из правил фестиваля, включает в себя не только отказ от приема животной пищи, но и подразумевает духовное очищение.

Считается, что духи Девяти Богов Императоров спускаются на землю у воды. Из храмов организуются процессии, движущиеся по направлению к водоемам и рекам. Также для того, чтобы духи могли беспрепятственно сойти на землю со звезд, в китайских святилищах и монастырях в начале фестиваля устанавливают высокие бамбуковые шесты Го Тенг с девятью фонариками на вершине. Ритуал поднятия такого шеста в последний вечер восьмого лунного месяца символизирует начало празднеств. В то же время проходит церемония «приглашения» Киу-Онг-Я. Все девять дней фестиваля фонарики должны гореть. Ее угасание символизирует исход Девяти Богов, и может быть произведено только с церемонией «спуска шеста» на десятый день фестиваля. Боги уходят при помощи Го Тенг обратно на небо в полночь девятого дня. Считается крайне дурным знаком, если лампы на шесте погаснут раньше этого, поэтому каждое утро горелки фонариков дозаправляют.

Во все последующие дни по улицам и дорогам острова Пхукет движутся процессии приверженцев, среди которых идут и медиумы богов, и простые смертные, им помогающие.

10 правил Вегетарианского фестиваля

1. Во время фестиваля надо держать тело в чистоте.

2. Посуда и приборы для приготовления пищи должны быть чистыми. Нельзя пользоваться посудой и приборами тех, кто не участвует в фестивале.

3. Участники фестиваля носят белые одежды.

4. Поступки и помыслы должны быть чисты.

5. Нельзя есть мясо.

6. Нельзя заниматься сексом.

7. Нельзя употреблять алкоголь.

8. В фестивале не участвуют те, кто носит траур.

9. Беременные женщины не участвуют и не могут наблюдать за ритуалами.

10. В критические дни женщины не могут принимать участие в ритуалах.

Чести принять пытки и очиститься таким образом от грехов удостаиваются только члены братства «Воины Богов» — «Ма Сонг».

Они наделены сверхчеловеческими качествами и поэтому могут вынести обряды умерщвления плоти, принося тем самым удачу и очищение как себе самим, так и окружающим. «Воином богов» можно стать в двух случаях: вступив в братство и дав зарок посвятить жизнь битве с судьбой и этим получить бессмертие. Их легко узнать по массе татуировок на теле. Либо можно быть избранным богами (в указании принимают участие служители культа) за высокоморальные заслуги.

На первый и второй день Вегетарианского фестиваля в китайских святилищах и храмах проходит обряд подношений Воинам Богов, молебны в честь Девяти Богов, назначаются помощники Служителей и Жрецов китайских святилищ, которые будут помогать им в течение всего фестиваля. На третий день назначаются пешие процессии. Перед началом процессии ее участники собираются в храме для молитвы. Их религиозный экстаз настолько велик, что они впадают в транс.

Считается, что именно в этот момент в тело «воинов» вселяется Божественная Сущность. Теперь можно приступать к самоэкзекуции. Чтобы привлечь благословение и милость Богов и привлечь благополучие для своей общины, «Ма Сонг» готовы ходить по стеклам, раскаленным углям и лезвиям — словом, заниматься самыми немыслимыми видами самоистязания.

Шествие

Представьте: тишину раннего утра пронзают звуки взрывающихся петард и ударов в барабаны, из ворот святилища, окутанного клубами дыма от курящихся благовоний, появляется группа людей, одетых в белые костюмы, во главе которых шествуют Жрецы и Воины в красочных нарядах, напоминающих фартуки. Впрочем, причем тут наряды?

Тела участников процессии насквозь проткнуты самыми невообразимыми предметами: гигантскими иглами, из щек торчат боевые мечи, кинжалы, металлические прутья, цепи. Фантазия участников не ограничивается колюще-режущими предметами. В ход идут велосипедные рамы, автомобильные глушители, деревянные предметы, ветки деревьев, лопаты, садовые ножницы, зонты, светильники. Торчащие из человеческой плоти прутья украшены гирляндами цветов, а порой и баннерами спонсоров.

У многих проколоты языки, мочки ушей, кожа на груди и спине. Порой плоть так утыкана чудовищно длинными лезвиями, что напоминает ощетинившегося дикобраза. Меня поразил один из участников шествия, который шел и размахивал мачете и вдруг стал резать им собственный язык под благоговейные крики толпы... Все просто: шествующие — не просто люди из плоти и крови, а вместилища Девяти Императорских Богов.

Выйдя из ритуального транса, «Воин», у которого сквозь щеки только что был продет, к примеру, меч, собирается и, улыбаясь, идет домой как ни в чем не бывало. Лишь шрамы будут напоминать о его участии в обрядах, а его семья, как реликвию, будет хранить меч, который использовался им: по поверию, предметы, которыми проводилось очищение, начинают обладать магической силой и несут удачу.

«Воинов Богов» и жрецов легко узнать в процессии: они одеты не в разноцветные костюмы и ведут себя странновато — в забытьи они жутковато подергивают головой, раскачиваются, глаза их невидящие, стеклянные.

Местные жители то и дело подскакивают к ним и, молитвенно сложив руки, просят благословения. Внешне это выглядит как общее помешательство, но все здесь здоровы, так, во всяком случае, считается. Замыкают процессию замотанные тряпками до неузнаваемости сподвижники, несущие на носилках из ценных пород дерева статуэтки китайских Богов. Их закидывают петардами. Рев от этой взрывающейся канонады стоит дикий, едкий дым пропитывает все вокруг. Чем больше шума — тем лучше, ведь от него разбегаются злые духи!

Страстотерпцы движутся по улицам Пхукета не просто так. Жрецы и «Воины» ревностно следят за тем, чтобы все жители чтили китайских богов, чтобы алтари с божествами внутри дома содержались в полном порядке, а перед домом стояли дары Девяти Богам. Горе тому, кто зазевался и вовремя не пополнил столик подношений свежими фруктами или же не вышел поприветствовать шествующих, а то и не протер от пыли семейный алтарь.

Бывали случаи, что в лавках нерадивых устраивался погром и продолжался до тех пор, пока не ликвидировалась его причина.

Несмотря на постоянную круговерть и калейдоскопичность действий и шествий Вегетарианского фестиваля, присутствовать на этом празднике очень интересно. И совсем не обязательно надевать белые одежды и придерживаться тех же правил, что и верующие.

Можно просто походить по улочкам старого пхукетского города, посидеть в кафе на улицах старых сино-португальских кварталов, зайти на местный рынок или отведать блюда вегетарианского меню, что предлагают повсеместно. Фестиваль оставляет в памяти атмосферу праздника, и действительно начинаешь верить, что где-то в космосе, быть может, в созвездии Большой Медведицы, действительно обитает некая сущность, которая была где-то здесь же, рядом...

Андрей Новиков

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос