АВСТРИЯ

Целль-ам-Зее — Капрун

Горы. Величественные, неподвластные, и в то же время такие притягательные. Они готовы принять человека, но требуют «игры по своим правилам». Мы стремимся подчинить их себе: покорять вершины, добывать подземные богатства, использовать энергию падающей воды. И забываем подчас о том, что горы — это мир хрупкого экологического равновесия, нарушение которого может приве- сти к непоправимым последствиям. Казалось бы, можно до бесконечности строить подъемники, прокладывать новые горнолыжные трассы, стараясь «выкачать» из имеющихся особенностей рельефа все до последней капельки. Хорошо, что мы умеем вовремя остановиться, оглянуться назад, задуматься о будущем. Прошлое и настоящее известных альпийских курортов Целль-ам-Зее и Капрун — наглядный тому пример.

Обитель у озера

История Целль-ам-Зее уходит корнями в далекое прошлое. Все началось с маленького поселения в горной долине, защищенной высокими хребтами от холодных ветров и нападений врагов, у реки и озера, обеспечивающих рыбой и чистой водой. Горы определяли уклад жизни их обитателей, человек использовал горы — для защиты, добычи редких металлов, с развитием техники все больше и больше вмешиваясь в естественную жизнь гор, отвоевывая жизненное пространство. В середине VIII века здесь была монашеская обитель Cella in Bisonzio, откуда, вероятно, и пошло название Целль (Zell). На ее месте стоит сегодня романская церковь Св. Ипполита. Когда в 1875 году сюда протянулась железная дорога, в Целль-ам-Зее начался настоящий туристический бум — к началу прошлого века отели и пансионы ставшего популярным курортного местечка принимали уже 1300 гостей. Первые лыжники были замечены здесь еще в 1893 году — граф Ламберт и капитан Виттек совершили тогда лыжное восхождение на «домашнюю гору» Шмиттенхее. Через десять лет несколько энтузиастов во главе с доктором Пирчером впервые продемонстрировали здесь технику спуска с опорой на две палки вместо одной, как было принято ранее. Наконец в феврале 1906 года состоялся первый зимний спортивный фестиваль, в программе которого были соревнования горнолыжников... Первый подъемник на Шмиттенхее был построен в 1927 году (второй по счету в земле Зальцбург на тот момент). Очевидцы вспоминают, что тогда возникли проблемы с доставкой несущих тросов — в Целль-ам-Зее их привезли по железной дороге, а вот для того, чтобы поднять наверх, пришлось выстроить цепочку из людей от станции до самой вершины горы. В 1937 году здесь уже проходил студенческий чемпионат мира по горным лыжам. В списках победителей мы встретим имя Генриха Харрера — через 20 лет он станет известен всему миру как автор книги «Семь лет в Тибете».

Сегодня акционерному обществу канатных дорог Шмиттенхее принадлежат 27 современных подъемников и 4 прогулочных судна на Целльском озере. 57% акций общества владеет компания Порше. Семья Порше обосновалась в Целль-ам-Зее в 40-х годах прошлого века и до сих пор играет важную роль в экономике региона. Большой фермерский дом в усадьбе Шюттгут (участок на склоне рядом с подъемником Арайтбан) семья планировала использовать сначала для проведения летних месяцев, но постепенно он превратился в родовое поместье. На его территории находится часовня Порше — небольшая церковь XVIII века с усыпальницей — здесь похоронены сам Фердинад Порше, его сын Фердинанд (Ферри) Порше, разработчик легендарных моделей Porsche 356 и 911. Каждый год в сентябре здесь встречаются поклонники и владельцы спортивных автомобилей для проведения ралли Grossglockner Grand Prix.

Местные жители до сих пор любят посудачить о семействе Порше: как Луиза Пиех (дочь Фердинанда Порше) в свои 90 лет любила отправиться на охоту, как ее сына Фердинанда можно было встретить по-простому, в кожаных шортах и без охраны, на заправке, и что на дне Целльского озера до сих пор ржавеют амфибии, сконструированные основателем династии во время Второй мировой войны по заказу вермахта.

В Целль-ам-Зее находится и штаб-квартира Porsche Design Studio, известной своими оригиналь- ными работами далеко за пределами Целль-ам-Зее (экспресс сингапурского аэропорта, поезд метрополитена в Осло, моторные яхты, дизайн одежды и аксессуаров). В 2009 году студия разработала новые кабины для канатной дороги на Шмиттенхее. Огромные — от пола до потолка — панорамные окна, закругленные формы, серебристые панели — ощущаешь себя в кабине космического корабля, проплывающего над заснеженными склонами гор.

Другая сторона горы

Хорошо известен всем и сосед Целль-ам-Зее — Капрун, в прошлом поселок горных проводников. В его отелях и апартаментах останавливаются любители катания на расположенном в 7 км леднике. Своим развитием Капрун обязан, однако, не только горнолыжным трассам Кицштайнхорна. В 50-е годы важным «градообразующим» объектом этого региона стали высокогорные водохранилища и гидроэлектростанция Капрун.

Уникальное гидротехническое сооружение — первое подобного рода в Европе — представляет собой комплекс из трех искусственных водоемов, туннелей и двух ступеней электростанции. Для создания водохранилищ были возведено несколько плотин, самая большая — Мозер — находится на высоте 2040 м, высота дамбы — 107 м, протяженность без малого 500 м.

Инженерный проект был создан еще в период между мировыми войнами, но средства на его реализацию выделены были только после присоединения Австрии к фашистской Германии. Производство электроэнергии для снабжения западных и южных областей рейха было важным по стратегическим и политическим соображениям, строительные работы курировал сам Герман Геринг. Возведение плотин продолжалось и после 1939 года — силами советских военнопленных, а с 1947 — немецких и австрийских. Могилы, памятник на кладбище в Капруне и небольшая часовня у водохранилища Мозербоден хранят память о погибших здесь строителях.

Первая очередь электростанции была введена в эксплуатацию в 1952 году, в 1955 заработала верхняя ступень (Лимберг I). В 2011 году электроэнергию начала поставлять вторая очередь верхней ступени (Лимберг II), машинные залы которой полностью находятся в скале. Капрунская ГЭС обеспечивает 10% потребности Австрии в электроэнергии в так называемые «пиковые часы».

Осмотр водохранилищ не оставляет равнодушным никого: здесь соединились мощь природы и торжество человеческой мысли. Впечатление о том, каких масштабов здесь были проделаны работы, создается уже по дороге наверх, когда автобус мчится в узком туннеле, построенном еще в 30-е годы XX века. Кажется, что каждую минуту он заденет крышей потолок или застрянет в крутом повороте. За первым туннелем следует необычный подъемник — огромная открытая платформа, самый большой наклонный подъемник такого типа в Европе. Ее использовали для доставки строительных материалов и оборудования. Второй туннель, такой же узкий, ведет к самой верхней точки маршрута — к озеру и плотине Мозербоден. Огромная дамба отделяет искусственный резервуар от глубокого ущелья. Можно спуститься внутрь дамбы, чтобы посмотреть, как она устроена. Это сейчас, в мае, не страшно, а вот когда водохранилище целиком заполнено, становится не по себе, если представить, какая масса воды давит сейчас на эту в принципе не такую уж и широкую стену. Но до этого момента еще далеко: водосборные озера Капруна — так называемые «годовые», ледниковые талые воды (основной источник — ледник Пастерце на Гроссглокнере) собираются здесь все лето, только осенью их будут использовать для работы турбин на базовой ступени электростанции в Капруне.

Места заповедные

Регион Целль-ам-Зее — Капрун находится на самой границе национального парка Высокий Тауэрн.

Путешествие в национальный парк мы начнем... в вокзальном ресторане в Зальцбурге. На картине площадью 15 кв. м — необузданный горный ландшафт, дикий, враждебный.Через него проходит альпийская панорамная дорога к Гроссглокнеру — самой высокой вершине в Австрии — выдающееся инженерное достижение начала XX века.

В этой картине хорошо прослеживается отношение жителей земли Зальцбург к своему «главному» горному массиву — неосознанная ностальгия по истокам, по естественному течению вещей, прибежище и отдых для души. Не только эмоциональное связывает землю Зальцбург с Тауэрном, но и вполне практическое: на протяжении многих сотен лет зальцбургские князья-архиепископы приумножали свои богатства, благодаря Высокому Тауэрну: в горах добывали соль — «белое золото» Средневековья, и драгоценные металлы. За время активных разработок золотоносных жил (с середины XV до конца XVI века), золота здесь было добыто 50 000 кг. Местные рудники даже называли одно время «маленьким Перу» — до тех пор, пока рудники в наcтоящем Перу и Боливии не стали поставлять драгоценные металлы с совершенно другой себестоимостью. Золотодобыча в австрийских Альпах стала одной из первых жертв зарождающейся глобализации. В горах Тауэрна речь часто идет не только о том, что есть, но и о том, что могло бы быть.

Горы — это дикая природа, угроза, препятствие, но одновременно — вызов, испытание и шанс. У строителей туннелей чешутся руки «освоить» все трехтысячники, инженеров-гидростроителей манят крутые ущелья и горные реки. Нереализованные проекты молчаливыми тенями окружают проекты реализованные: альпийскую панорамную дорогу Гроссглокнер, туннель Фельбертауэр, гидроэлектростанцию в Капруне. Чего только здесь не было запланировано: горнолыжные трассы насколько хватает глаз, вплоть до ледника на Гроссвенедигере, искусственные водохранилища в каждой долине. Проект «Большого гидротехнического комплекса в Верхнем Пинцгау» должен был бы «укротить» даже Криммльские водопады. Только проведенный одной из ежедневных газет опрос общественного мнения позволил сохранить этот природный объект в неприкосновенности.

Еще в 1909 году инициатор создания Общества национального парка, адвокат и политик из Зальцбурга Август Принцингер писал: «...каждой эпохе свойственны свои заблуждения и односторонний взгляд на вещи. Наше время больно пренебрежительным отношением к природе и нарушением ее целостности. Движение охраны природы — своевременный протест такому подходу». В 1913 году Общество приобрело 1100 га пастбищ в верхней части долины Штубах и сформулировало свою цель: сохранение характерных альпийских ландшафтов. Этот небольшой участок положил начало национальному парку Высокий Тауэрн. Свои сегодняшние статус и территорию (1800 кв. км) парк приобрел только в 1981-1992 годы.

Но вернемся в «ландшафт». Познакомиться с национальным парком поближе можно общепринятым способом — проехать на автомобиле по высокогорной панорамной дороге на Гроссглокнер, осмотреть там музеи, подняться на ледник Пастерце, понаблюдать за большими орлами и турами вместе с рейнджерами. Мы, однако, предлагаем воспользоваться аутентичным маршрутом. Для этого нужно будет сначала отправиться к истокам Зальцаха — главной реки земли Зальцбург — в местечко Криммль. Именно здесь находятся знаменитые водопады, равных которым в Европе не найти. С высоты почти 400 м тремя каскадами обрушивается вода горной реки в долину — яростно и в то же время элегантно. Динамику падения можно сравнить с сонатой Моцарта. Первая часть, allegro: самая верхняя ступень, пенящийся и ревущий каскад высотой 140 м. Вторая часть, andante cantabile: за спокойным пологим участком следуют две ступени падения и изящный S-образный поворот, над ним — живописный ресторан Schoenangerl. И заключительная третья часть, allegro furioso: стремительно нарастающий поток из двух, трех, четырех огромных водопадов, переходящих один в другой, смешивающихся между собой — каждый из них мог бы стать природной достопримечательностью. Рокот, пена, брызги — неудивительно, что уже в XIX веке путешественники приходили в восторг от этой водной феерии. Тому, кто поднялся к верхней ступени водопада, открывается, однако, совсем другой мир — может показаться, что очутился на Кавказе или в Гималаях — такая широкая здесь долина. За каждым поворотом горной реки открываются все новые потрясающие виды, горы во всем богатстве красок: зелень европейского кедра, пестрые альпийские луга, а на заднем плане — покрытые свежим снегом вершины.

Хорошо, что есть места, в которых разум победил жадность. В национальный парк можно приехать в качестве наблюдателя, иссследователя, но не в качестве покорителя природы. Можно прове- сти детей по «учебной тропе», показать обычные когда-то и ставшие, к сожалению, редкими растения, птиц и животных, объяснить, как устроен наш мир.

Ольга Аксенова

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос