АВСТРИЯ

Хундертвассер. Бунт за мир

 
   
   
 

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько заложенная в нас школьная программа, порой против нашей воли, влияет на восприятие нами окружающего мира? Насколько нелегко нам потом уйти от прямолинейности мышления, базирующегося на Евклидовой геометрии? Между тем много ли прямых линий мы наблюдаем в природе? Говорят, что спиралевидный рост кристаллов является живым примером отсутствия таковых.

Неудивительно, что спираль стала любимым объектом самого нон-конформистского художника Австрии — Фриденсрайха Хундертвассера. Его артистический «бунт» против европейского рационализма, унаследованного от Аристотеля и Декарта, против религии и системы образования, против линейки и прямых линий начался в 1950 году, когда ему было 22. В 25 лет Хундертвассер нарисовал свою первую спираль. Спираль как источник жизни.

Кто же такой этот Хундертвассер? Бунтарь — один из самых известных венцев и гражданин мира, чьи архитектурные строения в Вене еще при жизни их автора стали культурным наследием и сегодня не менее значимы для города, чем барочные здания имперских времен. Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Фридрих Штовассер, в немецкой транскрипции Stowasser) родился в Вене 15 декабря 1928 года. Он был, по сути, самоучкой — недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств, но выдержал там только три месяца и пошел в искусстве своим путем. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Sto — сто — Hundert). А свое имя Фридрих он превратил в Фриденсрайх, что в дословном переводе с немецкого означает «империя мира». Часто он подписывался именем Регентаг — «дождливый день». «В эти дни цвета особенно красивы», — говорил он. Было и еще одно имя — Дункельбунт, что можно перевести как темно-пестрый. Теперь такое название носит кафе Кунстхауса — венского Дома искусства, где находится музей Хундертвассера. Именно здесь можно лучше всего познакомиться с творчеством Фриденсрайха Регентага Дункельбунта Хундертвассера.

И посмотреть тут есть на что! Не пожалейте своего времени. Кунстхаус был создан в сотрудничестве с архитектором Петером Пеликаном. Хундертвассер купил и полностью перестроил в характерном для него стиле здание бывшей мебельной фабрики Тонет 1892 года постройки. Нерегулярно расположенные разноцветные элементы из стекла, металла, черепицы, дерева и керамики придали неповторимый облик ранее неприметному сооружению. Здание похоже на большую причудливую шахматную доску, в клеточки которой вписаны окна. Кунстхаус был открыт в 1991 году. Два этажа занимают работы самого Хундертвассера — это единственная постоянная выставка его работ в мире, где можно увидеть живопись, графику, прикладное искусство, архитектурный дизайн и экологические проекты мастера. Еще два этажа отданы под временные экспозиции (к слову, не менее интересные). Здесь же располагается уже упомянутое нами кафе «Дункельбунт». В хорошую погоду вы сможете выпить чашечку кофе в его внутреннем зелено-пестром дворике. Кунстхаус можно с уверенностью назвать седьмым чудом света. Художник выразил в нем свою основную идею — человек должен жить в единении с природой. Отсутствие прямых углов, неровные полы, деревья, растущие, казалось бы, так и там, где им хочется. Если вы обратите внимание, то заметите, что деревья «проросли» через все, чего касалась рука мастера, — через картины в реальные строения. Сам Хундертвассер говорил, что это дом, не соответствующий общепринятым нормам, «это приключение современности, мелодия для глаз и стоп». Хундертвассер всегда следовал своим архитектурным и художественным принципам: «Я бы предпочел сидеть на стуле и смотреть на рай, но так как он сам собой не образуется, я должен создать его». И он действительно делал это — в разных уголках мира.

© KUNST HAUS WIEN / W. Simlinger

Буквально в четырехстах метрах от Кунстхауса находится еще один реализованный проект художника — Хундертвассерхаус, построенный в 1983–1985 годах, который он считал своим архитектурным шедевром. Дом поражает своей холмистой этажностью, многоцветностью, разнородными окнами и невероятным количеством зелени. Это почти 250 деревьев и кустарников, растущих на шестнадцати частных и трех общих террасах — целый парк на крыше. В доме 52 квартиры и 4 офиса. Интересно и то, что это так называемое социальное жилье, часть муниципального жилищного фонда. Строительство таких домов субсидируется городом и сдается в аренду по специальным ставкам, поддерживающим людей среднего и низкого достатка.

В оформлении фасада Хундертвассер впервые воплотил одну из своих главных архитектурных идей — «право окон». Поэтому, как ни старайтесь, вы не найдете здесь двух одинаковых. Все окна отличаются друг от друга, как люди не похожи между собой. Цвет и форма рам, тонировка стекол, размер и неравномерное, возможно, даже немного хаотичное расположение их на фасаде зримо воплощают право на индивидуальность домов и людей, в них живущих, возможность вырваться из рабства рациональной архитектуры.

 
  © KUNST HAUS WIEN / W. Simlinger

Помимо Кустхауса и дома Хундертвассера в конце 1980-х под руководством художника были оформлены фасад и дымовая труба теплоэлектроцентрали Шпиттелау в Вене, где сжигаются сортированные бытовые отходы. Полученным в результате сжигания теплом отапливается самая крупная венская клиника Allgemeines Krankenhaus и еще 60 000 квартир. Именно Хундертвассер настоял на том, чтобы в городе появились контейнеры для разделения мусора, а на теплоэлектроцентрали были установлены новейшие очистительные фильтры. Этот успешный пример гармоничного сочетания современных технологий, экологии и искусства нашел свое отражение и в других постройках по проектам Хундертвассера — в Австрии и за ее пределами. Среди них — термальный комплекс и отель «Рогнер Бад-Блюмау» (Австрия), жилые дома «Лесная спираль» в Дармштадте и «Зеленая цитадель» в Магдебурге (Германия), винные погреба в Напа-Вэлли (США), мусоросжигательный завод Майшима в Осаке (Япония).

Но не будем забывать, что Хундертвассер был прежде всего художником, а уж потом архитектурным диссидентом.

В его живописи, как и в архитектуре, формы одушевленной природы (деревья, спирали) соединяются с архитектурными элементами (окна, двери), существуют вместе, проникают друг в друга. Порой вегетативные формы изображены статично, как «фундамент» для архитектуры, при этом все «строительное», кажется, произрастает органически, по велению природы.

Важное место в творчестве художника занимают яркие, излучающие свет чистые цвета. Дополняя друг друга, они усиливают эффект двойного движения, например, спирали. Хундертвассер часто сам готовил краски и разработал свои собственные рецепты, которые должны были гарантировать долгую жизнь его творениям. Во многих картинах он использовал одновременно масло, акварель и темперу для достижения контраста между матовыми и блестящими частями картины. Он писал так, чтобы на картины можно было смотреть и в перевернутом виде, и всегда уточнял в подписи, где это было нарисовано, чтобы можно было, так сказать, прийти и сравнить.

Вся его жизнь, его идеи, работы и взгляды были бунтарского характера. Но, несмотря на его «против»-манифесты, по сути, это была борьба не против, а ЗА! За мир, человечность, экологию, единение человека с природой. Фриденсрайх Хундертвассер был очень разносторонним, неустанно создающим что-то новое художником. При этом он находил время и для активной общественной деятельности, много внимания уделял вопросам экологии и гуманной архитектуры. Согласно единой теории бытия Хундерствассера, у человека пять кож: первая — его собственная, вторая — одежда, третья — дом, четвертая — социальная среда, а пятая, собственно, сам мир. «Я живу в своего рода золотой башне, но мне надоело, что там живу только я. Когда я выглядываю наружу и вижу разлинеенную нищету, это портит все мое удовольствие. Я бы предпочел видеть красоту... Мне плохо, когда я иду по одинаковым, прямым, как линейка, улицам с одинаковыми домами, с одинаковыми окна- ми. Я не могу это выносить, и я удивлен, что люди ходят по этим улицам каждый день, и никто не протестует...» — говорил он, выступая против рационализма современной архитектуры. Для наглядного доказательства своей правоты он даже готов был шокировать публику — и озвучил этот манифест, получивший впоследствии название «Голая речь за право на третью кожу»... нагишом.

Адреса:

Кунстхаус. Музей Хундертвассера (Kunst Haus)
Untere Weissgerberstrasse 13, 1030 Wien

Дом Хундертвассера
Kegelgasse 36-38, 1030 Wien

Немудрено, что с таким подходом художник брался за самые разные проекты. Вот только некоторые из них: реконструкция общественного туалета в Кавакаве в Новой Зеландии, оформление серии почтовых марок (Гранпри филателистов Германии, 1997), дизайн жетонов для казино и телефонных карточек для Австрийской почтовой службы, разработка эскизов новозеландского флага (с любимым сюжетом Хундертвассера — улиткой).

Даже свою смерть он превратил в своего рода манифест. Он пожелал быть похороненным там, где он жил последние годы, — в Новой Зеландии, под раскидистым тюльпановым деревом, растущим на его собственном участке земли, без гроба, завернутым в один лишь саван. «Мертвый имеет право на повторное рождение, например, в виде дерева, которое на нем растет и через него произрастает...»

Ольга Кучко
www.mylittlevienna.com

 

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос