АВСТРИЯ

Кунсткамера в музее истории искусств

В марте 2013 года после десяти лет реставрационных работ вновь открыла свои двери кунсткамера Музея истории искусств, которую без преувеличения можно назвать наиболее значимым в мире собранием подобного рода. Здесь представлены уникальные произведения искусства разных эпох — от раннего Средневековья до XIX века, накопленные императорским домом Габсбургов за несколько столетий правления. В двадцати залах венской кунсткамеры представляно более двух тысяч объектов, а несколько десятков вмонтированных в скамьи планшетных компьютеров дополняют экспозицию и приоткрывают секреты замысловатых диковинок.

Диана с кентавром

Первые кунсткамеры и кабинеты редкостей появились в Европе при королевских и княжеских домах уже во времена позднего Средневековья, а своего расцвета и наибольшего распространения достигли прежде всего в эпоху Ренессанса и барокко. В то время они представляли своего рода энциклопедические собрания, которые должны были вобрать в себя все универсальное знание своего времени. Включая в себя все, что есть в мире земном, морском и небесном, кунсткамеры стали отражением мира вообще, своеобразным микрокосмосом. Владельцы таких коллекций видели себя одновременно и создателями и властителями вселенной. Не были исключением и представители одной из самых могущественных монархических династий Европы — Габсбурги. Каких титулов они только не носили — эрцгерцоги австрийские, короли Венгрии и Богемии... И — last but not the least — императоры Священной Римской империи. И правда, кто, если не они, владевшие несметными богатствами и обладавшие едва ли не безграничной властью, могли бы создать наиболее полное и точное подобие мира?

Первые сокровища венской кунсткамеры были приобретены еще в XIV веке. В последующие столетия — в XV, а особенно в XVI и XVII веках — собрание пополнилось большим количеством редчайших ценнейших экспонатов, которые и сегодня составляют гордость этого музея в музее. Позднее в собрание вошли обширные личные коллекции отдельных членов императорской семьи, которые были не только собирателями, но и заказчиками многих представленных здесь произведений искусства. Среди них необходимо назвать эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529–1595), основавшего собственную кунсткамеру во дворце Амбрас, неподалеку от Инсбрука; императора Рудольфа II (1552–1612), двор которого размещался в Праге, где было создано множество уникальных произведений ювелирного искусства и глиптики; эрцгерцога Леопольда Вильгельма (1614–1662), бывшего штатгальтером Нидерландов и сумевшего собрать не только более четырех тысяч живописных полотен, но и превосходную коллекцию бронзовых скульптур эпохи Ренессанса.

После генеральной реформы императорских собраний, проведенной во второй половине XIX века, объединенные фонды кунсткамеры были размещены в новом, открытом в 1891 году венском Музее истории искусств. Вы найдете здесь филигранные изделия из слоновой кости и изящные бронзовые статуэтки, роскошные золотые кубки и виртуозно выполненные драгоценные сосуды из камня. Ваше внимание привлекут необычные часы и редкие научные инструменты, искусные ремесленные работы и просто забавные редкости, занятные, а иногда даже немного курьезные механические автоматы, которые служили развлечению гостей во время праздничных застолий.

Одним из любимых застольных увеселений был автомат «Диана с кентавром», изумительной красоты серебряная статуэтка: на спине затянутого в золотую сбрую могучего кентавра восседает богиня охоты Диана, в руках — резной золоченый колчан и охотничий рог. За богиней следуют на поводке ее собаки. Ящерицы и змейки, напуганные тяжелой поступью кентавра, рассыпаются в стороны изпод его копыт. Сложный механизм, размещенный внутри основания статуэтки и в животе кентавра, приводит всю эту сложную фигуру в движение. Во время торжественного шествия по столу Диана поворачивает голову, высматривая добычу, один из ее псов оскаливает пасть и лает, кентавр неистово вращает глазами, натягивает тетиву лука и... выпускает стрелу. И это — момент расплаты: ведь кто не знает, что за удовольствия надо платить? Тот гость, в кого попала стрела, должен осушить кубок.

САЛЬЕРА: СТАРАЯ ПЕРЕЧНИЦА ИЛИ РЕДКАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ?

Без всяких сомнений, самое ценное сокровище кунсткамеры и, собственно, ее символ — Сальера, или, говоря порусски, солонка, изготовленная в XVI веке флорентийцем Бенвенуто Челлини (1500–1571). Сальера — единственная сохранившаяся ювелирная работа знаменитого мастера, ее оценочная стоимость составляет астрономическую сумму 50 миллионов евро. Детективная история, случившаяся в 2003 году, сделала ее самым знаменитым «предметом столовой утвари» на свете. Сегодня, спустя почти пять веков после своего создания и десять лет после похищения, самый известный экспонат Музея истории искусств по-прежнему вызывает изумление и восторг.

Сальера Бенвенуто Челлини

Как истинный человек эпохи Ренессанса, Бенвенуто Челлини был наделен множеством талантов. Замечательный скульптор и выдающийся ювелир, не в последнюю очередь он был известен благодаря еще одному своему дарованию, а именно — литературному. Его автобиографическая книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» считается одним из самых интересных литературных произведений XVI века. Он сочинил ее, сидя под домашним арестом, и содержание книги позволяет не удивляться этому обстоятельству. Бенвенуто откровенно, и даже с некоторым озорством, повествует о своих многочисленных приключениях — юношеских драках (особенно с другими ювелирами) и нападении на нотариуса. Он пишет об изгнании из родной Флоренции, обвинениях в краже драгоценностей в бытность начальником папского монетного двора и даже об убийстве другого ювелира (якобы за то, что тот дурно отзывался о Челлини). Жизнь его — бесконечное бегство от правосудия.

 
  Все фото
©Kunsthistorisches Museum Wien
   
 
  Механическа небесная сфера
   
 
  Император Леопольд I верхом на коне

В начале сороковых годов XVI века мастер принял должность придворного ювелира короля Франции Франциска I. Именно в те годы, когда он жил и работал при французском дворе в Фонтенбло, по заказу Франциска I и была создана Сальера. Надо ли говорить, что золотая солонка весом семь килограммов, покрытая искусной эмалью, едва ли предназначалась для застолий. Нет, она должна была демонстрировать великолепие ее царственного владельца, его претензии на универсальное могущество. Изображенные на ней фигуры римской богини матери-земли Теллус и бога морей Нептуна являют собой аллегорию Земли, на которую распространяется власть короля.

В автобиографии и трактате о ювелирном искусстве Челлини с нескрываемым восторгом и упоением описывает свое творение: «Чтобы показать, как Море сливается с Землей, я расположил фигуры сидящими напротив друг друга. Ноги обеих грациозно сплетены, как рукава моря, проникающие в землю. Согнутая в колене одна и вытянутая другая, символизируют они холмы и равнины Земли... По правую руку Нептуна изящный, филигранно выполненный корабль, несущий к земле запасы соли. Под ним поместил я четырех морских коньков, что плещутся в морской пене, а в руку самому Нептуну вложил трезубец. Землю изобразил я женщиною такой красоты и привлекательности, какую только мог себе вообразить. Рядом с нею поставил богато украшенный храм, в котором хранится перец, и расположил самых красивых зверей, какие только есть на свете». Вся эта сложная композиция, символизирующая единство стихий, водружена на небольшой подиум из эбенового дерева, сделанный с таким же высочайшим мастерством и изяществом. Подиум украшают аллегорические изображения четырех времен года и суток, четырех ветров и различных видов человеческой деятельности (торговля, земледелие, мореходство, музыка, война). Эти аллегории также выполнены из золота и покрыты разноцветной эмалью. С нижней стороны в подиум вмонтированы небольшие шарики из слоновой кости, которые позволяют вращать Сальеру и передвигать ее по столу в любом желаемом направлении. «Мы можем рассматривать ее со ста разных сторон, и все сто раз она будет прекрасна», — продолжает свои размышления мастер.

Подробнейшим образом документирует Челлини историю создания Сальеры. И вот тут нас ожидает сюрприз. Челлини пишет, что создал свой шедевр из тонкой золотой пластины, используя технику чеканки. Долгое время историки искусства с большим сомнением относились к словам известного склонностью к самолюбованию ювелира. Существовало предположение, что, по крайней мере, пальцы и головы Теллус и Нептуна были отлиты. Лишь проведенное в 2007 году компьютернотомографическое исследование фигур полностью подтвердило правдивость слов автора. Обе фигуры, включая мельчайшие детали, действительно были отчеканены на тончайшей (толщиной не более одного миллиметра) пластине, края которой впоследствии были соединены таким образом, что человеческий глаз просто не в состоянии обнаружить соединительные швы.

Около трех десятилетий Сальера принадлежала королям Франции. Затем, по случаю бракосочетания французского короля Карла IX и эрцгерцогини Елизаветы из дома Габсбургов, она была подарена женихом дяде невесты — эрцгерцогу Фердинанду II Тирольскому, «замещавшему» Карла на его собственной свадьбе. Так Сальера оказалась в тирольском дворце Амбрас, где она и хранилась вплоть до переезда в венский Музей истории искусств в конце XIX века.

За почти пятьсот лет своей истории золотая солонка неоднократно пускалась в далекие путешествия и испытала множество приключений. Самым захватывающим из них стало невероятное похищение, случившееся в 2003 году в стенах Музея истории искусств. Ночью 11 мая в зале Рафаэля на втором этаже музея, где в витрине, спроектированной архитектором музея Карлом Хазенауэром еще в XIX веке, была выставлена Сальера, сработала сигнализация. Сотрудники службы охраны, получив сигнал тревоги, приняли его, однако, за ошибочный и ограничились перезапуском системы. 29 секунд, пока система была отключена, злоумышленнику хватило, чтобы скрыться, унося с собой похищенное сокровище. Пропажа была обнаружена лишь во время утренней уборки залов — оконное стекло разбито, витрина сломана, Сальера исчезла. Криминалисты установили, что похитителю удалось подняться до уровня второго этажа по строительным лесам, закрепленным с внешней стороны здания для проведения реставрационных работ, и проникнуть в зал через разбитое окно. Началось расследование, к которому подключились лучшие международные специалисты. Дирекция музея была убеждена, что похищение совершили высококлассные профессиональные грабители. Британский детектив Чарльз Хилл, эксперт по преступлениям в сфере искусства, настаивал на том, что к делу причастен кто-то из сотрудников музея. Американское ФБР определило Сальеру на пятое место в списке наиболее ценных украденных произведений искусства. За помощь в розыске была назначена награда 70 тысяч евро.

Несмотря на все принятые меры, исчезновение Сальеры оставалось загадкой почти три года, пока в полицию не была прислана деталь скульптуры — золотой трезубец Нептуна — и требование выкупа — 10 миллионов евро (в противном случае Сальера будет расплавлена и видеозапись выложена в Интернет). В начавшейся суматохе похититель с помощью SMS-сообщений, отправленных с предоплаченного анонимного мобильного телефона, посылал полицию из одного конца Вены в другой, назначая все новые и новые места для совершения обмена. Тем не менее следствию удалось установить место, где была продана сим-карта, с которой преступник отправлял сообщения. Камера видеонаблюдения в магазине мобильного оператора на Марияхильферштрассе зафиксировала предполагаемого подозреваемого, его фотография попала в средства массовой информации. Уже на следующий день на пороге полиции стоял с повинной пятидесятилетний венец, отец двух детей и шеф компании, успешно торгующей системами сигнализации, Роберт Манг. Еще днем позже по его указаниям была найдена Сальера, закопанная в небольшом тайнике в 150 км от Вены, в лесу рядом с местечком Бранд.

Сосуд из сейшельского ореха

Роберт Манг неоднократно посещал экскурсии в Музее истории искусств и, будучи специалистом, не мог не заметить слабых мест в охранной системе. Ему не потребовалось каких-то особых усилий, чтобы взобраться по строительным лесам, открыть окно, разбить витрину и, прихватив легендарную солонку, преспокойно удалиться. Ограбление продолжалось не более минуты. Забавно, что еще за год до своего ареста Манг, «лишивший невинности» эту цитадель искусства, дал интервью одной из венских радиостанций, в котором он рассуждал не только об охранных системах вообще, но и о похищенной Сальере и недостатках ее защиты в частности.

Судебный процесс о похищении Сальеры был в центре внимания всех средств массовой информации. Адвокат обвиняемого заявил, что преступление было совершено не по финансовым причинам (дела его компании были в полном порядке), а в результате личностного кризиса и под воздействием алкоголя. Между тем привлекательный, обладавший приятной внешностью Роберт Манг неожиданно приобрел в глазах общественности имидж если и не героя нации, то, по крайней мере, вораджентльмена наподобие Робина Гуда. В камеру предварительного заключения посыпались любовные письма и предложения руки и сердца. Кое-кто утверждал даже, что приговор будет оправдательным.

В сентябре 2006 года земельным судом Вены похититель Сальеры был приговорен к пяти годам тюремного заключения. Обжалования не последовало. Уже в конце 2008 года за образцовое поведение Манг был освобожден досрочно. За решеткой он провел два года и семь месяцев, после чего приступил к работе служащего в одной строительной фирме.

Бранд — крохотная деревенька в Нижней Австрии, неподалеку от которой был найден шедевр ювелирного искусства, в один миг превратилась в место, известное на весь мир. Еще и сегодня местные жители пожинают плоды этой славы. Местный шнапс «Сальера» и одноименные пряники идут нарасхват. По девятикилометровой прогулочной «Тропе Сальеры» паломник от искусства дойдет до тихого места в лесу, где была закопана в землю Сальера. Похоже, что сама земля в этом лесу озолотилась — 3 февраля 2006 года три килограмма этой земли были проданы на электронном аукционе Ebay за 123 евро. Ну что ж, все хорошо, что хорошо кончается.

Сегодня, как и несколько веков назад, шедевр флорентийского ювелира вызывает восхищение каждого, кто входит в святая святых музея, чтобы взглянуть на сияющих золотом Нептуна и Теллус, расслабленно восседающих на спинах своих диковинных спутников за мощным бронированным стеклом новой элегантной витрины.

Наталия Новик

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос