АВСТРИЯ

Попасть в Целль

Купаться или кататься? А если кататься, то на чем — на байке по долине, на лыжах на леднике Кицштайн- хорн или под парусом по Целлерскому озеру? Хотелось и того, и другого, и третьего — и все было реально!.. Поистине неисчерпаемые возможности для активного отдыха предлагает австрийский спортивный регион Целль-ам-Зее — Капрун.

«Домашняя гора» Целль-ам-Зее — Шмиттенхее (Schmittenhoehe, 1965 м). Император Франц-Иосиф посетил ее летом 1893 года. Страстная путешественница Елизавета Австрийская побывала на вершине раньше супруга — в 1885-м.

Все фото ©Zell am See — Kaprun

Что увидели с высоты 2000 м над уровнем моря августейшие особы? Да почти то же самое, что мы видим сегодня, присев передохнуть у часовни, поставленной здесь в память о красавице-императрице, павшей жертвой бессмысленного теракта. Один из самых красивых в Австрии пейзажей. Уходящие вдаль до самого горизонта горные цепи со сверкающими на солнце шапками ледников — теперь это национальный парк Высокий Тауэрн. Лежащую у подножия просторную долину с большим озером. И симпатичный городок на берегу: полтора десятка улиц, старая, XIV века, кирха... Строго говоря, официальный статус города Целль-ам-Зее обрел 24 января 1928 года, в день открытия первого фуникулера на Шмиттенхее. Но история его началась гораздо раньше.

 
  Все фото ©Zell am See — Kaprun
   

В середине VIII века здесь была монашеская обитель Cellain Bisonzio, откуда, вероятно, и пошло название Целль (Zell). В Средние века, кроме сельского хозяйства, местные жители промышляли любопытными экспортно-импортными операциями: перевозили, чаще переносили на своих плечах соль в южные районы, а взамен доставляли вино из Северной Италии. (Похоже, славные традиции имеют продолжение: сегодня в Целле двухлитровая бутыль итальянского вина стоит всего 3 евро — что-то около 135 рублей! Напиток, ясное дело, не самого высшего качества, но жажду утоляет отменно.) В 1875 году, когда сюда протянулась железная дорога, в Целль-ам-Зее начался настоящий туристический бум — к началу прошлого века отели и пансионы ставшего популярным курортного местечка принимали уже 1300 гостей.

«Часы мои разбились — я живу теперь совершенно вне времени. Купаюсь, гуляю и наконец-то принадлежу самому себе», — писал Стефан Цвейг, проведший не один сезон в Тумерсбахе, что напротив Целль-ам-Зее. Действительно ли великий романтик раскокал свои часы? Мне почему-то хочется думать, что это скорее образ душевного спокойствия, метафора безмятежности, разлитой в воздухе над Целлерским озером.

Его площадь 4,5 кв. км, средняя температура воды в летние месяцы 23 градуса — в самый раз для купания. Тут ходят под парусом и на веслах (моторные лодки запрещены по экологическим соображениям), занимаются дайвингом и ловят рыбу. Взяв напрокат велосипед, стартовав от Grand Hotel Zell am See ****, похожего на огромный причаливший к берегу корабль, мы без особого напряжения объехали озеро за два часа, попутно навестив крепость XII века в Капруне и изящный замок Прилау (Prielau), которому всего-то пять столетий, — сейчас в нем четырехзвездочный отель и ресторан с отличной кухней.

Летом для любителей велопутешествий в окрестностях Целль-ам-Зее проложено 240 с лишним километров интереснейших маршрутов, которые, как горнолыжные трассы, имеют «синюю», «красную» и «черную» маркировки. Один из таких «черных», высшей сложности, маршрутов ведет на вершину горы Хундштайн (Hundstein, 2117 м) — в переводе «Собачий камень». Кто читал «За стенами собачьего музея» Джонатана Кэрролла, может, вспомнит, что именно здесь разворачиваются финальные сцены романа. Длина велотрассы 14,5 км при перепаде высот 1360 м — профессиональные байкеры поймут, что это значит. Отнюдь не случайно Целль с Капруном были выбраны местом проведения чемпионатов мира по маунтин-байку.

Но довольно о летних программах. Посмотрим, что предлагает универсальный спортивный регион поклонникам зимних развлечений.

Первые лыжники были замечены здесь еще в 1893 году — граф Ламберт и капитан Виттек совершили тогда лыжное восхождение на Шмиттенхее. Через десять лет несколько энтузиастов во главе с доктором Пирчером впервые продемонстрировали здесь технику спуска с опорой на две палки вместо одной, как было принято ранее. Наконец в феврале 1906 года состоялся первый зимний спортивный фестиваль, в программе которого были соревнования горнолыжников...

На Шмиттенхее, непосредственно над Целль-ам-Зее, сейчас 27 подъемников, обслуживающих 77 км трасс. Интересно, что делятся они примерно в равной пропорции — по 25 км приходится на «синие» и «черные», на «красные» — 27 км. Это делает катание здесь привлекательным для лыжников с разным уровнем подготовки: каждый найдет себе дорожку по вкусу.

Как часто бывает, чем выше — тем проще. Новички комфортно чувствуют себя неподалеку от довольно плоской вершины, на «синих» трассах под верхними секциями 6-местного кабинного подъемника Арайтбан (Areitbahn). Опытные катальщики оценят южные склоны Зоннкогель (Sonnkogel, 1850 м) и крутые, с красивым рельефом и перепадом высот около километра спуски в Шмиттенталь (Schmittental). Более 60 процентов трасс оборудованы снежными пушками; сезон, несмотря на небольшие высоты, длится до начала апреля.

 

И еще два момента. Во-первых, трассы со Шмиттенхее стекают чуть ли не в самый центр Целля, что избавляет от необходимости пользоваться услугами skibus. Во-вторых, со спуском вообще можно не торопиться: по склонам разбросаны десятка полтора горных ресторанов и хижин, где всегда приятно отдохнуть и пообедать за вполне умеренную цену (15–18 евро), и кататься дальше, что называется до упора.

Второй по величине, но, наверное, все же первый по значимости горнолыжный район этого региона — Кицштайнхорн (Kitzsteinhorn, 3203 м) — заслуживает более обстоятельного рассказа.

Странные все-таки ощущения. Начало мая, на дворе жара 25 градусов, все вокруг цветет, а мы с лыжами, в лыжных ботинках и комбинезонах. Как в стишке, «стоим на асфальте, в лыжи обутые. То ли лыжи не едут, то ли мы долбанутые». Где-нибудь точно приняли бы за идиотов — но не в Целле.

Грузимся в автобус и через двадцать минут, проскочив Капрун, мы в уютном узком ущелье у подножия Кицштайнхорна. Подъем на 24-местном фунителе занимает 6 минут. Дальше 15-местная кабинная канатка или четырехкреселка. На высоте 2452 м находятся австрийская горнолыжная академия (Bundes Ski Akademiе) и Альпинцентр: несколько ресторанов и самое тусовочное место — открытый бар Parasol, спортивный магазин, пункт проката, горнолыжная школа, разные информационные и сервисные службы.

Проходим Альпинцентр насквозь и как сельди в бочку набиваемся в 60-местный вагон, который забрасывает на 3029 м. Все, приехали: станция Зима. Прошлой ночью внизу прошел дождь, а здесь выпало двадцать сантиметров свежего снега. Ратраки не успели выгладить и половины склонов, и час-два мы гоняем по целине!..

Рекламный слоган Кицштайнхорна звучит весьма философски, если не сказать претенциозно: 3000 m UEBER DEN DINGEN STEHEN. То есть буквально: 3000 м над порядком вещей. Над суетой и пошлой обыденностью. А как же иначе — отсюда, со смотровой площадки, до самой высокой австрийской вершины Гроссглокнер (Glossglockner, 3798 м), кажется, рукой подать...

Этот первый в Австрии район круглогодичного катания был открыт в 1966 году. Сегодня ледник открыт для катания с середины сентября до начала июня и с конца июня до конца июля. Поначалу можно подумать, что сильным лыжникам, любителям экстремальных спусков делать на Кицштайнхорн нечего. Как обычно на ледниках, здесь действительно преобладают просторные, довольно пологие «полки», не обещающие никаких неожиданностей. Официально «черных» трасс нет, если не считать короткого бугристого выхода с самой верхней станции подъемника. Но попробуйте уйти вправо, под отвесную каменную стенку на вершине, где впору проводить соревнования по фрирайду. Попробуйте походить по специально подготовленным могульным дорожкам у бугеля Maurer или покататься вне трасс в естественных халф-пайпах в секторе Лангвид (Langwied) — и вы поймете, что Кицштайнхорн не так прост, как кажется.

В центре Целль-ам-Зее, в сувенирной лавке я купил одну чрезвычайно полезную вещь — «сберегательный носок». Теперь он висит у меня дома на самом заметном месте, и, по мере сил, я откладываю туда денежку за денежкой — чтобы еще раз попасть в Целль.

Такая у меня цель.

По материалам путеводителя Юрия Бугельского
SKI GUIDE

НОВИНКИ СЕЗОНА 2013–2014 В РЕГИОНЕ ЦЕЛЛЬ-АМ-ЗЕЕ — КАПРУН

ЛЕДНИК КИЦШТАЙНХОРН
«BLACK MAMBA» ДЛЯ СКИ-ПРОФИ

Новая «черная» трасса протяженностью 1000 м, перепадом высот 290 м и уклоном до 63°. Трасса берет свое начало у нижней станции подъемника Kristallbahn (2265 м), заканчивается на Langwiedboden. Для тех, кто любит покруче!

ЗОНА КАТАНИЯ ШМИТТЕНХЕЕ

Schmitten Nightslope: для любителей вечернего катания в этом сезоне два раза в неделю будет предоставлена освещенная трасса (№ 17, подъемник Ebenbergbahn).

FUNSLOPE XXL

На солнечных южных склонах Шмиттенхее в этом сезоне откроется абсолютная новика — funslope. С технической точки зрения funslope представляет собой гибрид горнолыжной трассы, сноупарка и кросса. На нем построены из снега разнообразные элементы: «улитки», туннели, крутые виражи, волны, маленькие трамплины. Небольшой уклон трассы (она соответствует категории простых «синих» трасс) делает ее доступной и новичкам и «продвинутым» катальщикам. Funslope в Целль-ам-Зее — самая протяженная в мире (1300 м). Для поклонников фристайла непосредственно рядом с funslope оборудован сноупарк.

 

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос