АВСТРИЯ

Венская роза

Венский Аугартен — старейший парк эпохи барокко в Вене. Здесь за массивными стенами, окруженный изящным парком во французском стиле, притаился элегантный дворец, долгое время бывший местом отдыха императорской семьи.

С 1923 года здесь размещается фарфоровая мануфактура «Аугартен». О трехсотлетней традиции производства фарфора в Австрии «Коду 43» рассказала директор основанного в 2011 году музея фарфора г-жа Марина Йолбулур-Ниссим.

Мы часто слышим удивленные возгласы наших гостей, когда они узнают, что венская фарфоровая мануфактура — одна из старейших в Европе. Когда и как фарфор появился в Вене?

В истории производства фарфора в Австрии выделяются два важных периода. Первый — называемый Alt Wien Porzellan — с момента основания мануфактуры в Вене нидерландским предпринимателем и по совместительству военным агентом имперской канцелярии Клаудиусом дю Пакье в 1718 году. Венская мануфактура была второй подобной в Европе (восемью годами ранее было организовано первое производство в саксонском городе Мейсен). Производство находилось тогда на территории Альзергрунд, сегодняшнего 9-го района Вены. Сейчас об этом напоминает название одной из улиц района — Порцеллангассе. В 1744 году, в эпоху Марии Терезии, предприятие было куплено императорским домом. С тех самых пор эмблемой служит старинный герб Австрии — трехполосный щит. Уже тогда венский фарфор хорошо знали и ценили в Европе. Мануфактура «Alt Wien» существовала до 1864 года, когда производство было закрыто по указанию императора Франца Иосифа I. В 1923 году производство фарфора возобновилось здесь, в Аугартене, и вот уже 90 лет наши изделия носят марку «Wiener Porzellanmanufaktur Augarten».

До своего закрытия в 1864 году венская мануфактура поставляла свои изделия прежде всего к императорскому двору. А кто сегодняшние клиенты «Аугартен»?

Фабрика располагает несколькими филиалами, где можно приобрести нашу продукцию. Два из них находятся в Вене, есть представительства в Линце и Зальцбурге. Но за нашим фарфором далеко не всегда обязательно приезжать в Австрию — мы поставляем свои изделия в самые отдаленные уголки мира, например в Сингапур или в чайные дома в Японии. Время от времени мы отправляем посылки и на российские адреса. География распространения венского фарфора расширяется, чему мы, конечно же, очень рады.

Сегодня, так же как и 300 лет назад, венский фарфор спо- собен удовлетворить даже самых взыскательных клиентов. Так, например, официальный сервиз президента Австрийской Республики отмечен клеймом «Аугартен». К числу наших заказчиков относится и императорский дом Японии, куда мы поставили наш традиционный сервиз «Мария Терезия».

Что производит мануфактура «Аугартен» сегодня?

С одной стороны, мы продолжаем традиции Alt Wien Porzellan. Сервизы «Мария Терезия» и «Венская роза» уже не один век служат нашей визитной карточкой. Конечно же, мы выпускаем не только традиционный венский ассортимент, но и постоянно работаем над новыми проектами. Большим спросом пользуются не только сервизы, но и лампы, шкатулки, разнообразные фигурки и другие подарочные изделия. Кроме того, много работаем по частным, индивидуальным заказам, создавая действительно уникальные вещи, разрабатываем новые оригинальные формы и художественные мотивы.

«Аугартен» располагает собственным музеем, где можно многое узнать об истории фарфора в Австрии. Как возникла идея подобного музея?

Наш музей существует с 2011 года. Он располагается в старых производственных помещениях, где еще сохранилась огромная печь, использовавшаяся для обжига в начале ХХ века. Постоянная экспозиция музея со старинными сервизами и статуэтками, роскошными вазами и фарфоровыми картинами иллюстрирует историю венской мануфактуры с момента основания в 1718 году и до наших дней. Кроме того, мы устраиваем и специальные, тематические выставки. Особое внимание уделяется технологии производства.

Могут ли гости, приходящие в музей, увидеть также и саму фабрику?

Конечно, именно там и начинается знакомство с венским фарфором. Кстати, «Аугартен» — единственная на сегодняшний день фарфоровая мануфактура в Европе, где экскурсии проводятся непосредственно там, где идет производство. Наши гости — взрослые и дети — могут своими глазами наблюдать весь процесс — от создания форм до росписи готовых изделий, и более того, принять участие в одном из проводимых нами семинаров или воркшопов, познакомиться с основами ремесла.

Сколько времени требуется, чтобы стать профессионалом?

Чтобы постичь высокое искусство создания и росписи фарфора, нужна целая жизнь. И это не преувеличение. Производство фарфора — долгий и сложный процесс. И на каждом его этапе — от изготовления форм и создания моделей до обжига, росписи и полировки — должен работать специалист, мастер своего дела. Так, например, чтобы изучить самый простой декор, нужно около трех лет.

Кто же создает мотивы для росписи фарфора?

С самого начала существования мануфактуры «Аугартен» эскизы создавались в сотрудничестве с именитыми художниками и дизайнерами. Так, в начале XX века для нас рисовали Михаэль Повольны и Франц Цюлов. Много идей разработал Йозеф Хоффман, сооснователь «Венских мастерских» и Сецессиона. Ему принадлежат, например, идеи кофейных сервизов «Дыня» и «Миф» и чайного сервиза «Атлантис». Ученица Михаэля Повольны Эна Роттенберг создала знаменитый сервиз в стиле ар-деко «Эна/Ориент», который пользуется большой популярностью и в наши дни. Сегодня с нами также работают многие известные европейские дизайнеры, такие как Филипп Бруни, Томас Файхтнер, Готфрид Палатин, Гунди Дитц и многие другие.

Говорят, вы используете при росписи какие-то особенные кисточки?

Не то чтобы особенные, но мы действительно используем только кисточки очень высокого качества, очень мягкие. Кстати, заказываем мы их в Санкт-Петербурге.

А собственно фарфор? Из чего сделано «белое золото» или это такой же строгий секрет, как и в начале XVIII века?

И да и нет. Для изготовления фарфора используется всего четыре вещества — минералы полевой шпат и кварц (мы привозим их из Скандинавии), каолин (белая глина) и вода. Минералы измельчают и смешивают с каолином и водой. А вот как именно и в какой пропорции — это действительно тайна, тщательно оберегаемая каждой мануфактурой.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как создаются ваши фарфоровые шедевры?

От сырой массы до готового изделия — здесь, в «Аугартен», все происходит под одной крышей. Округлые открытые формы, как чашки или тарелки, делаются на гончарных кругах, овальные и угловые, а также фрагменты сложных фигур отливаются в специальных формах, которые наши мастера также делают сами. Затем отдельные фрагменты еще во влажном состоянии соединяются в единое целое. Дальше, перед обжигом, изделие должно хорошо просохнуть. В некоторых случаях, если речь идет о достаточно большой фигуре, просушка может длиться до двух недель. Потом первый обжиг при температуре 930°С. Фарфор становится тверже, а также значительно уменьшается в размерах — почти в два раза. На этом этапе каждое изделие получает синее клеймо «Аугартен» и покрывается глазурью, теперь оно готово ко второму обжигу, на этот раз при еще более высокой температуре. После такой обработки фарфор становится твердым, как сталь, и попадает в руки художника.

Как сталь?

Практически да. При всей своей хрупкости фарфор может выдерживать очень сильное давление. Собственно, поэтому при хорошей упаковке фарфору не страшны никакие, даже самые дальние путешествия.

Сколько мастеров трудится сегодня в «Аугартен»?

Около шестидесяти человек. Из всех известных европейских производителей фарфора мы — самое маленькое предприятие. И это один из факторов, делающих современный венский фарфор уникальным. Для сравнения: на венгерской фабрике «Herend» работает 600 человек.

Отличается ли производственный процесс сегодня от того, каким он был триста лет назад?

Конечно, изменения происходят, но, прежде всего, это касается оборудования, которое постоянно совершенствуется. Современные печи для обжига не идут ни в какое сравнение с теми, что использовались еще 90 лет назад. Тогда, чтобы добиться постоянной температуры и отсутствия воздушной тяги в большой печи, которая сегодня служит одним из выставочных пространств нашего музея, перед каждым обжигом ее приходилось замуровывать. Можете представить себе, сколько на это уходило времени. Но и тогда, и сейчас любая вещица, каждая ее деталь создаются и расписываются исключительно вручную, поэтому все наши изделия уникальны.

Как Вы думаете, что ожидает «Аугартен» и венский фарфор в следующие триста лет?

Трудно загадывать на триста лет вперед. Но что для нас сегодня особенно важно, наряду с продолжением традиции производства фарфора, — это сохранение и поддержание столовой культуры вообще. В наше быстрое время, когда жизнь проходит, что называется, на бегу, под знаком fast food, когда обед заменяет бургер, а чашку кофе в кафе — coffee to go, мы стремимся напомнить, как важно просто собраться вместе за одним столом, почувствовать, как нагревается фарфор от налитого в чашку чая, и насладиться уютом и теплом семьи или дружеской компании.

Беседу вела Наталья Новик

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос