АВСТРИЯ

То взлет, то посадка

Вполне вероятно, что Моцарт, в честь которого назван аэропорт Зальцбурга, не раз ездил по нынешней Innsbrucker Bundesstrasse, отправляясь, например, в Баварию. Но маэстро, сосредоточившемуся над очередной рукописью (а Моцарт, как известно, с детства привык не терять времени в дороге), конечно, не могло прийти в голову, что через каких-нибудь 200 с небольшим лет тракт превратится в шоссе, часть его спрячут в тоннель, и над следующими в Зальцбург автомобилями будут проноситься самолеты, берущие разбег или завершающие полет.

Теперь все это реальность: после реконструкции и расширения в направлении на северо-запад аэропорт Зальцбурга занимает площадь 175 га, удлиненная до 2750 м взлетно-посадочная полоса дает возможность работать с большими самолетами. Уже в 70-е, 80-е годы здесь стали сажать широкофюзеляжные воздушные суда, Боинги-747 и даже Конкорды. По последним данным, ежегодно аэропорт принимает порядка 1,7 млн пассажиров: его пропускная способность соответствует числу жителей австрийской столицы. Действительно, вдруг все они в один прекрасный год решат посетить Зальцбург и при этом воспользоваться самолетом...

А начиналось все, конечно, с малого.

НЕ ПЕРВЫЙ, НО ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ

Летное поле и первый «павильон» для пассажиров (его точнее было бы назвать сарайчиком) появились под Зальцбургом в 1926 году.

Но задолго до этой даты здесь уже гудел ветер в крыльях: в 1910 году, разогнавшись по гоночной трассе Зальцбург-Аиген, в полет отправился моторный самолет Иосифа Ауэра (самолет упал, летчик не пострадал). А в 1912 жители Зальцбурга пришли полюбоваться на ставшее тогда популярным шоу аэропланов: фигуры пилотажа на испытательном полигоне Maxlanger выполнял пионер австрийской авиации Карл Илльнер. Собственно этот испытательный полигон и есть ядро современного аэропорта.

К 1926 году в молодой Австрийской республике уже было 4 аэродрома, принимавших пассажирские самолеты: в Граце, в Инсбруке, в Клагенфурте и в Винер Нойштадте. Первый рейс, который принял Зальцбург, сразу был международным: Lufthansa совершила перелет по маршруту Мюнхен — Зальцбург — Бад-Райхенхалль и назад. Затем начались регулярные перевозки по маршруту Вена — Зальцбург — Инсбрук, и в первое десятилетие география полетов расширилась до 34 городов.

После кризиса начала 30-х аэропорт вышел на гордые показатели пропускной способности — 1000 самолетов в год и, несмотря на сокращение государственного финансирования, обзавелся новым павильоном для пассажиров, в котором появился буфет! Кроме того, аэродром стал базой для основанной в Зальцбурге школы пилотов.

А еще здесь придумали рекламные полеты, причем двух видов: либо самолет, пролетая над городом днем, разбрасывал объявления и листовки, либо, поднимаясь в небо, когда темнело, нес на своем борту неоновую рекламу.

ВОЙНОЙ ПОЩАЖЕН

В 1938 году Австрия стала частью третьего рейха, и будущее развития Зальцбургского аэропорта теперь определялось в Берлине. Он сохранил свой гражданский характер (военные испытания проводились недалеко — на баварском аэродроме Ainring), но стал учебной базой для молодых немецких летчиков. В годы войны аэродром был расширен, получил бетонированную взлетную полосу, два новых ангара и новое хранилище топлива. В самом конце Второй мировой Зальцбург использовался фашистским командованием как базовый аэропорт.

Из стратегических соображений американская авиация, совершавшая налеты на запад Австрии, аэропорт не бомбила. Впоследствии, когда Зальцбург вошел в зону контроля американцев, этот аэропорт стал основой для восстановления отечественной гражданской авиации.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Именно сюда прилетел первый после войны международный рейс, и именно отсюда до 1955 года удобнее всего было лететь за океан. Кроме того, здесь еще до ухода из Австрии контролировавших ее территорию союзников возобновилось обучение летчиков.

Как только Австрия вновь обрела самостоятельность, начались работы над проектом модернизации аэропорта. Результатом их стало появление контрольной башни, удлинение и переустройство взлетно-посадочной полосы, заключение в тоннель шоссе и создание системы освещения, позволившей с 1961 года принимать ночные рейсы. Когда читаешь историю развития зальцбургского аэропорта, возникает ощущение, что модернизация-расширение-улучшение не прекращались здесь с 1955 года. Так, в 70-е и 80-е годы здесь появился новый терминал, снова (!) была увеличена протяженность взлетно-посадочной полосы, после непростых переговоров с местными жителями — приняты меры к снижению уровня шума.

Создание максимально комфортных условий для лыжников и гостей курортов стало главной задачей аэропорта Зальцбург. И, чувствуется, тут решили никогда не останавливаться и не считать эту задачу окончательно решенной. В 2004 году ввели в эксплуатацию второй терминал для пассажиров зимних чартерных рейсов, который летом используется для массовых мероприятий. Годом раньше, кстати, в аэропорту появился новый ангар — № 7. В нем хранит свою «коллекцию» самолетов основатель компании Red Bull, Дитрих Матешиц. Зайти и посмотреть ее можно совершенно бесплатно.

А ГОСТИ КТО?

Скольких знаменитостей принимал аэропорт имени В.А.Моцарта — не перечислить, ведь на ежегодный зальц-бургский фестиваль съезжаются служители самых разных муз. Бывали здесь и весьма высокие гости: в 1972 году два дня в Зальцбурге провел Ричард Никсон, после чего, кстати, уехал на встречу с Брежневым в Москву, а в 1975 году — Джеральд Форд, который встречался здесь с президентом Египта — Анваром Садатом.

Понятно, что оба президента не сами пилотировали доставившие их самолеты. А вот австрийский дирижер Герберт фон Караян пикировал на посадочную полосу зальцбургского аэропорта сам. Страстный гонщик и увлеченный авиалюбитель Караян владел одним из самых современных реактивных бизнес-самолетов того времени — Dassault Falcon 10. Пилотом он был отчаянным, поэтому летать с ним отваживались немногие. Сохранились воспоминания смельчаков об этих полетах; в одном из них на борту самолета Караяна в обитом изнутри красным бархатом ящике путешествовала скрипка Страдивари. Пожалуй, изготовленный в 1710 инструмент — «Lord Dunn-Raven» и был самым почетным и знаменитым гостем зальцбургского аэропорта.

 

Другие статьи номера

Отправить запрос
Отправить запрос