АВСТРИЯ

Эпохальное лето на Зальцбургском фестивале

Австрия в нашем сознании неразрывно связана с музыкой, а лето в Австрии — с музыкальными фестивалями. Их здесь проводится великое множество и самых разных — от классической музыки и театра до рока и авангарда.

 
© Tourismus Salzburg

Самый известный и престижный — международный фестиваль в Зальцбурге. Он родился в начале XX века, роды были трудные. Первая попытка была совершена еще в 1877 году (фестиваль был посвящен музыке Моцарта), но прошло больше четырех десятилетий, прежде чем в 1920 году на площади перед кафедральным собором Зальцбурга впервые прозвучало «Имярек!». Зальцбургский фестиваль классической музыки и театра основали режиссер и театральный менеджер Макс Райнхардт и писатель, поэт и драматург Гуго фон Гофмансталь (именно его пьесой «Имярек» на протяжении всех лет открывается фестиваль) после Первой мировой войны как «форум мира», призванный способствовать единению народов. По замыслу организаторов основу фестиваля должны были составить театральные проекты. Но с течением времени его программа была существенно расширена, и сейчас с середины июля до конца августа сценические площадки Зальцбурга и его окрестностей отданы в распоряжение служителям разных муз — здесь и концерты, и драматические спектакли, и опера. Во многом именно благодаря фестивалю Зальцбург из маленького провинциального городка превратился в то, что он представляет собой сегодня — город туристов, город богатой солидной публики, город-праздник.

 
© Tourismus Salzburg

О том, что 2017 год для Летнего фестиваля в Зальцбурге станет переломным, стало известно еще осенью 2013 года, когда преемником А. Перейры на посту интенданта этого крупнейшего мирового музыкально-театрального форума с астрономическим бюджетом и недосягаемым статусом был объявлен Маркус Хинтерхойзер, исполнявший обязанности главного зальцбургского интенданта еще в 2011-м. Довольно несложно понять, в каком направлении подует ветер, если сравнить профессиональное кредо обоих мастеров: коммерческий прагматизм менеджера от искусства Александра Перейры всегда был направлен на максимальное извлечение выгоды из использования известных имён, симпатичных основным спонсорам фестиваля, тогда как мировоззренческий романтизм пианиста Маркуса Хинтерхойзера всегда был направлен на поиск новых смыслов в ущерб безупречности формы (эти поиски получили особое отражение в концертных фестивальных программах, составлением которых Хинтерхойзер руководил с 2006 по 2011 гг. и в которых соседствовали, например, сочинения Моцарта и Луиджи Ноно).

Если при А. Перейре традиционные тематические «слоганы» выбирались так, чтобы под них можно было «за уши притянуть» вообще любой набор из никак не связанных друг с другом произведений и постановок (что-то типа «семь оттенков хрустального»), то М. Хинтерхойзер в своих прединаугурационных интервью не раз говорил о приоритете смысла над внешним благолепием (или даже благопристойностью). Неслучайно, по-видимому, первая фестивальная программа нового интенданта посвящена разрушительному воздействию власти на личность. Причём, речь пойдёт не столько о политической власти, сколько о власти предрассудков, пороков, страстей, похоти и, возможно, шире — власти Природы, спорить с которой равносильно самоубийству…

   
     
   
Соборная площадь, «Йедерман»
© Tourismus Salzburg
     

Собственно, об этом же повествует и главное представление фестивальной программы — бессменный (и теперь уже, очевидно, бессмертный) шедевр Гуго фон Гофмансталя «Йедерман» («Каждый»): мистерия классика австрийской литературы будет показана в ставшей уже легендарной постановке Брайана Мертеса и Джулиана Кроуча под музыку Мартина Лоуи. Главные роли в истории о встрече человека со своей смертью исполнят Тобиас Моретти, Штефани Райншпергер, Петер Ломайер и др.

По традиции спектакль показывается в хорошую погоду на Соборной площади, в плохую — на сцене Большого фестивального дома (Grosses Festspielhaus).

Концертная программа фестиваля по обыкновению пестра, отчего субъективность рекомендаций вряд ли сильно будет отличаться от субъективности предпочтений.

Симфонический оркестр Венского радио представит программу из фрагментов «Тристана и Изольды» Вагнера, «Смерти и просветления» Р. Штрауса в сочетании с камерными композициями Клода Вивье и атональными гимнами Джачинто Шельси (здесь по самой программе видно, что без Вагнера и Штрауса слушатель на Вивье и Шельси вряд ли бы пошёл). Концерт состоится в каменном зале Школы верховой езды (Felsenreithschule) 12 августа 2017.

Та же история с программой выступления Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Манфреда Хонека: участие мировой знаменитости по части высоковольтной скрипичной экспрессии — любимицы самого Караяна — великой Анне-Софи Муттер — не меньшая приманка к атональному модернизму Витольда Лютославского, чем включённая в программу концерта гениальная Шестая симфония П. И. Чайковского.

Концерт состоится в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 29 августа 2017.

Не стала исключением и программа выступления Молодежного оркестра Густава Малера под управлением Инго Метцмахера: вместе с фееричным фортепианным концертом Гершвина будут исполнены экстремальные опусы Альбана Берга, Бела Бартока и Мориса Равеля.

Концерт состоится в каменном зале Школы верховой езды (Felsenreithschule) 25 августа 2017.

В программу первого концерта Западно-восточного Объединенного оркестра под управлением Д. Баренбойма вошла сюита «Дон Кихот» Р. Штрауса и Пятая симфония П. И. Чайковского, в программе второго выступления — концерт Шостаковича для фортепиано, тромбона и оркестра, Три оркестровых пьесы А. Берга и произведения М. Равеля.

Концерты состоятся в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 18 и 20 августа 2017.

 
Большой фестивальный дом. Аудитория.
© Salzburger Festspiele / Marco Borrelli

Безусловным «гвоздём» концертной программы станет выступление Берлинского филармонического оркестра под управлением сэра Саймона Рэттла. Мы бы порекомендовали попробовать попасть на концерт, который состоится в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 28 августа 2017. В этот вечер прозвучат Первая и Пятнадцатая симфонии Д. Д. Шостаковича.

К слову, творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в программе фестиваля в этом году посвящен отдельный цикл «Время с Шостаковичем», в рамках которого, кроме уже упомянутых выше, прозвучат Седьмая симфония, Восьмой и Пятнадцатый струнные квартеты, 24 прелюдии и фуги (op. 87), фрагменты вокальной сюиты на стихи Микеланджело (op. 145), соната для скрипки и фортепиано (op. 134).

  • 1 августа в Большом фестивальном зале состоится концерт российского пианиста Григория Соколова. В программе концерта до-мажорная соната (op. 545), фантазия и до-минорная соната (op. 475/457) Моцарта и 27 и 32 сонаты Бетховена (op. 90 и 111).
  • 22 августа в Большом зале Моцартеума Илья Грингольц исполнит 24 каприччио Николо Паганини.
  • 26 августа в Большом фестивальном доме Анне-Софи Муттер и Ламберт Оркис исполнят произведения Курье, Моцарта, Равеля, Пуленка и Сен-Санса.
  • 17 августа в Большгом фестивальном доме Маурицо Поллини исполнит Третью сонату Шопена и Прелюдии Дебюсси.
  • Три концертные программы из произведений Баха, Яначека, Бартока, Шумана и др. представит пианист Андрас Шифф. Концерты состоятся 27 и 28 июля и 2 августа в Большом зале Моцартеума.
  • 4 августа Евгений Кисин в своей неподражаемой манере оживления нотного текста представит в Большом фестивальном зале 29-ю сонату Бетховена и три прелюдии Рахманинова.

Грандиозную концертную программу представит будущим летом резидент-оркестр Зальцбургского фестиваля — Венские филармоники. Симфонический коллектив «номер один в мире» выступит под управлением выдающихся маэстро современности:

  • Риккардо Мути (Брамс, Чайковский, солист Ефим Бронфман) — 13, 14, 15 августа 2017,
  • Андрис Нельсонс (Прокофьев, Шостакович, солист Даниил Трифонов) — 6 и 7 августа 2017,
  • Герберт Бломштедт (Брукнер, Р. Штраус) — 19 и 20 августа 2017,
  • Бернард Хайтинк (9-я симфония Малера) — 28 и 30 июля 2017.

Беспрецедентной будущим летом станет и программа сольных концертов знаменитых вокалистов.

Лучший баритон Европы (но, по-видимому, всё-таки не только Европы) Кристиан Герхаер выступит с программой произведений Шумана 31 июля 2017.

Обворожительное меццо Элина Гаранча представит программу из произведений Рахманинова, Брамса, Дюпарка и др. 3 августа 2017.

Несравненное по красоте и яркости лирическое сопрано Соня Йончева выступит с оркестром «Академис Монти Регали» с работами Рамо и Генделя.

Фантастической красоты тембр и недосягаемого технического совершенства сопрано Крассимиры Стояновой можно будет услышать в концерте, состоящем из произведений Рахманинова, Чайковского и Р. Штаруса, 18 августа 2017.

 
Hofstallgasse
© SF/Kolarik

Мы коснулись только наиболее значительной, на наш взгляд, части концертной программы фестивального лета 2017 и теперь переходим, пожалуй, к главному и самому ожидаемому блоку событий Зальцбургского фестиваля — к его оперной программе.

Знатокам истории Зальцбургского фестиваля достаточно напомнить имя его легендарного интенданта и подрывника буржуазных взглядов на природу искусства Жерара Мортье, чтобы представить, в каком направлении будет развиваться этот форум в ближайшие пять лет интендантства М. Хинтерхойзера: поиск новых смыслов посредством лабораторного насилия над формой ещё до начала репетиций фестивальных спектаклей уже занёс в разряд «мировых событий» ожидающиеся премьеры опер «Милосердие Тита» В.-А. Моцарта, «Аида» Дж. Верди, «Воццек» А. Берга и «Леди Макбет Мценского уезда» Дм. Шостаковича.

Впервые за почти вековую историю фестиваля в оперной программе примет участие российской оркестр. Напомним, что до этого момента исполнять оперные произведения в рамках программы могли только австрийские и немецкие коллективы. Пермский оркестр «musicAeterna» не только исполнит моцартовскую партитуру «Милосердия Тита», но и выступит с концертной программой под управлением своего руководителя Теодора Курентзиса. Отношения нового интенданта фестиваля с нашим греко-российским дирижёром — тема отдельного пространного эссе, в рамках же данного обзора намного важнее упомянуть имя провокационного американского режиссёра Петера Селларса, известного не в последнюю очередь своими модернизированными прочтениями в том числе и моцартовского наследия. Опера «Милосердие Тита» — опера о разрушительной силе эмоций и о величии подлинной силы мудрости и великодушия. Главные партии в совместной постановке Зальцбургского фестиваля и Национальной оперы Нидерландов (Амстердам) и Немецкой Оперы (Берлин) исполнят Рассел

Томас (Тит), Гольда Шульц (Вителлия), Кристина Ганш (Сервилия), Марианна Кребаса (Секст). Поклонников «крупных штрихов» порадует тот факт, что сценическое пространство спектакля оформляет Георгий Цыпин.  

Спектакль будет показан в уникальном арочном интерьере каменного зала Школы верховой езды (Felsenreitschule) 27 и 30 июля, 4, 13, 17, 19, 21 августа 2017.

Из программы Троицкого фестиваля, который в этом году пройдет в Зальцбурге со 2 по 5 июня, в основную летнюю программу по традиции будет включена оперная постановка с участием несравненной Чечилии Бартоли: современной интерпретацией генделевского «Ариоданта» зрителей будет изумлять немецкий режиссёр Кристоф Лой, приготовивший для этого несколько незаурядных сюжетных ходов. Одна из выдающихся партитур Генделя будет исполнена барочным оркестром оперы Монако «Музыканты Принца» под управлением Диего Фазолиса. Королева барочной виртуозности Чечилия Бартоли исполнит мужскую партию Ариоданта, невесту Ариоданта исполнит Кэтрин Льюэк, надоедливого Лурканио исполнит Роландо Вийасон, негодяй Полинессио будет строить свои козни посредством восхитительного контртенора Кристофа Дюмо.

Спектакль будет показан в «Доме для Моцарта» (Haus fürMozart) 16, 18, 22, 25, 28 августа 2017.

 
Дом для Моцарта.
© Salzburger Festspiele / Andreas Kolarik

«Воццек» А. Берга — произведение тяжёлое, мрачное, психоаналитическое и разрушительно депрессионное. Слушать эту оперу не то чтобы невыносимо, но в целом непросто, поскольку, для начала, вряд ли нормальный человек согласится с тем, что это вообще музыка. Далее — сюжет незавершенной драмы Г. Бюхнера, легший в основу либретто, — это история о психическом разложении человека, прошедшего войну, имеющего внебрачного сына от женщины, которую он не в состоянии содержать и которая своими изменами делает из него всеобщее посмешище. По словам режиссёра новой постановки Уильяма Кентриджа, это история о насилии: о насилии над нами социальных устоев и норм, о власти социального положения и денег, о бесчеловечности нищеты. Финал оперы душераздирающ. Может ли в сегодняшнем кошмаре новостных лент такой сюжет растрогать бесчувственных и вдохновить на добрые дела равнодушных, сказать сложно. Но любители потрепать себе нервы непременно получат удовольствие от нового спектакля, в котором видеоинсталляционные технологии будут переплетены с уникальной архитектурой сценического пространства (оформляет весь этот кошмар Сабина Тойниссен).

Спектакль будет показан в «Доме для Моцарта» (Haus fürMozart) 8, 14. 17, 24. 27 августа 2017.

Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» — не просто безоговорочный шедевр в необъятной палитре музыкального наследия XX века: это эпическое полотно о животной природе отношений между мужчиной и женщиной. Физиологический очерк Лескова превратился в работе юного композитора (незадолго до окончания первой редакции партитуры Шостаковичу исполнилось 26 лет) в «порнофонию» (New York Sun), окатывавшую слушателей «волнами похоти» (по выражению С. Прокофьева). Физиология сексуального начала в искусстве в эпоху открытий З. Фрейда не была ни диковинкой, ни новинкой (достаточно вспомнить симфоническое изображение полового акта в опере «Саломея» одного из основателей Зальцбургского фестиваля Рихарда Штрауса). Ощущение чрезмерной «откровенности» оперы Шостаковича шло от либретто, перегруженного просторечными и бранными словечками. Успех оперы, увидевшей свет рампы в 1934 году, был оглушительным и принёс Шостаковичу поистине всемирную славу. В 1936 году постановку этой оперы в Большом театре посетил Сталин. Обладая феноменальной животной интуицией, «отец народов» мгновенно рассмотрел скрытую в произведении молодого композитора угрозу главной программе «партии и правительства»: создать нового человека, победив ураганную необузданность его страстей, — невозможно! Опера была запрещена.

В рамках Зальцбургского фестиваля «Леди Макбет» Шостаковича появится в результате единодушного выбора нового интенданта (к слову, М. Хинтерхойзер является одним из представителей именно русской музыкальной школы) и музыкального руководителя постановки — выдающегося дирижёра современности Мариса Янсонса. Постановку осуществит Андреас Кригенбург, известный своей «физиологически-бесчеловечной» интерпретацией вагнеровской эпопеи «Кольцо нибелунга» в Мюнхене, в которой основным сценографическим материалом стали человеческие тела. Партитуру Шостаковича исполнит Венский филармонический оркестр, что само по себе говорит о том, что исполнение будет не просто запредельно фантастическим, но предынфарктно гениальным. Эти ожидания мировой музыкальной общественности поддерживаются и блестящим ансамблем солистов. Так, в главных партиях выступят — Феруччо Фурланетто (к слову, на сегодняшний день этот итальянский бас — лучший исполнитель партии Бориса Годунова!), Нина Стемме (лучшее драматическое сопрано мира), Максим Аксёнов, Максим Пастер, Алексей Шишляев, Ксения Дудникова и др.

Спектакль будет показан на главной фестивальной площадке — в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 2, 5, 10, 15, 21 августа 2017.

Всего два раза в концертном исполнении прозвучит будущим летом на фестивале опера Г. Доницетти «Лукреция Борджиа». В мелодийных рисунках и оркестровых приёмах этой оперы знатоки бельканто легко услышат «реминисценции» из таких всемирно известных шлягеров Доницетти, как «Роберто Деверё» и «Лючия ди Ламмермур», но полностью отказать этой партитуре в оригинальности музыкальной интерпретации сюжета о невольной детоубийце всё-таки сложно. За пульт оркестра «Моцартеум» встанет Марко Армилиатто, а в главных партиях можно будет услышать такие звёздные голоса современности, как Крассимира Стоянова, Хуан Диего Флорес, Ильдар Абдразаков и др.

Опера прозвучит на главной фестивальной площадке — в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 27 и 30 августа 2017.

 
Siemens Fest
© Siemens

Также два раза и также только в концертном исполнении прозвучит в рамках фестиваля опера Дж. Верди на либретто Ф.-М. Пьяве по пьесе Дж. Байрона «Два Фоскари». Верди умел выбирать неудобные политические сюжеты, но здесь через край было всё: и критика венецианской судебной власти, и осуждение глупости кровной мести, и коварство борьбы за политическое влияние. По глубинному противопоставлению формального судопроизводства и здравого смысла «Два Фоскари» (речь об отце и сыне Фоскари) очень близка «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, который, как известно, восторженно отзывался о Дж. Байроне, но именно этой параллели в исследовании творчества двух гениев обнаружить вряд ли удастся.

Оркестром «Моцартеум» будет дирижировать Микеле Мариотти, в главных партиях: Пласидо Доминго, Мария Агреста, Йозеф Каллея, Роберто Тальявини и др.

Опера прозвучит на главной фестивальной площадке — в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 11 и 14 августа 2017.

Уже многие годы вне зависимости от фестивального интендантства главными событиями в рамках летней программы становятся выступления Анны Нетребко. Будущее лето не только не станет исключением, но, судя по всему, затмит все предыдущие аншлаги и ажиотажи: легендарная российская певица впервые выступит в партии Аиды в новой постановке иранской фотохудожницы и режиссёра Ширин Нишат, прославившейся фотоциклом «Женщины Аллаха» (1994), в котором Нишат выступила против мифической забитости и покорности мусульманок (оголенные части тела «героинь» цикла пестрели эротическими стихами на фарси, во многих «сюжетах» присутствовало оружие). Опера «Аида» — о бесчеловечности интересов власти. О необходимости выбора между интересами многих и интересами одного. Это опера, опередившая многие научные исследования о Египте (особенно, о музыкальных ресурсах этой древней цивилизации). Это опера о нашем невежестве (ведь многие до сих пор думают, что Верди написал «Аиду» специально для торжеств по случаю открытия Суэцкого канала, что не соответствует истории создания этого шедевра). «Аида» — опера о любви: о любви к Родине, о любви к родителям, о любви к мужчине, о любви к женщине. О любви, которая никого из любящих не делает счастливым. Опера, которая с небывалой остротой ставит вопрос о том, заслуживает ли любовь таких жертв? И если это чувство требует таких жертв, любовь ли это?

В рамках уникальных видео-сценических решений эти загадки вердиевского шедевра вместе с Ширин Нишат будут разгадывать Анна Нетребко (Аида, кроме 22 и 25 августа), Виттория Йео (Аида 22 и 25 августа), Екатерина Семенчук (Амнерис), Франческо Мели (Радамес, кроме 22 и 25 августа), Юсиф Эйвазов (Радамес 22 и 25 августа), Дмитрий Белосельский (Рамфис) и др.

Венским филармоническим оркестром дирижирует Риккардо Мути.

Премьера и последующие представления пройдут на главной фестивальной площадке — в Большом фестивальном доме (Grosses Festspielhaus) 6, 9, 12, 16, 19, 22 и 25 августа 2017.

 
© Luigi Caputo

Неслучайно красной нитью в оперной программе фестиваля проходит тема отвергнутой женской любви: от собственной ненужности мужу страдает Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), мстит за отвергнутое чувство Виттелия («Милосердие Тита» Моцарта), от неразделенного чувства мучается египетская принцесса Амнерис («Аида» Верди), за свою материнскую любовь к сыну бьётся с ревностью собственного мужа Лукреция Борджиа («Лукреция Борджиа» Доницетти), становится жертвой своей безответной любви к негодяю Полинессо юная Далинда («Ариодант» Генделя) — словом, если говорить о содержании фестивальной программы, то накал страстей обещает быть нешуточным. Подлинное искусство обращено к эмоциям, которые оно вызывает и которыми управляет. Именно в этом проявляется власть искусства над нами. То, что не вызывает эмоций, оставляет нас равнодушными, нас не задевает, над нами не властвует. Именно эту волшебную силу искусства хотели использовать для возрождения гуманистических ценностей основатели Зальцбургского фестиваля Гуго фон Гофмансталь, Макс Райнхард и Рихард Штраус летом 1920 года. Может быть, спустя 100 лет их мечта, наконец, осуществится? В конце концов, подлинное развитие — это всегда возвращение к истокам.

Обзор подготовлен Александром Курмачевым

Отправить запрос