АВСТРИЯ

Так рождается красота: выставка Рафаэля в Альбертине

До православного Рождества, до 7 января, в Альбертине будет работать выставка Рафаэля, которую и музей, и пресса окрестили событием года.
Raffael
Selbstporträt, 1506
© Galleria degli Uffizi, Florenz,
Gabinetto Fotografico
delle Gallerie degli Uffizi
 

Эту выставку сотрудники Альбертины совместно с коллегами из оксфордского музея Эшмола готовили в течение 5 лет. По их признанию, она оказалась одним из самых дорогих и сложных проектов. Больше было потрачено только на устройство выставок Да Винчи и Ван Гога. А для того, чтобы показать посетителям полотно Madonna dell’impannata (Мадонна с ширмой), венскому музею пришлось взять на себя расходы по его реставрации.

На выставке представлено 130 эскизов и 17 картин мастера; графическое наследие в основном из собственных фондов Альбертины и из коллекции Оксфорда, полотна – из различных музеев мира: из Италии, США, Венгрии, Германии…

В основу концепции выставки положено стремление устроителей показать, как творил великий итальянец, дать возможность зрителям «постоять у него за спиной» и проследить, как первые быстрые наброски пером или сангиной превращаются в произведение живописи. Как рождается красота.

Выставка подробно знакомит с двумя периодами творчества Рафаэля: флорентийским (1505 – 1508) и римским (1509 – 1520). В 1505 году Рафаэлю было 22 года, к этому времени он уже 5 лет как носил звание «мастера» и оставил за своими плечами ученичество у Перуджино, влияние которого на творчество Рафаэля в ранние годы неоспоримо.

Освободившись от чар учителя, Рафаэль приехал во Флоренцию, дабы там приобщиться к тайнам творчества Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Именно во Флоренции родилась слава Рафаэля как портретиста и как непревзойденного мастера мадонн, особенно типа Deusludens – Богоматери с играющим младенцем Христом. Рассматривая эскизы и штудии к Мадоннам, видишь, как напряженно Рафаэль искал баланс между античным идеалом красоты, изящной естественностью «обыкновенной» матери и библейским образом.

Raffael
Madonna dell’Impannata, 1511
© Galleria Palatina, Palazzo Pitti, Uffizi, Florenz:
Opificio delle Pietre Dure, Florenz
Raffael
Die Madonna mit dem Granatapfel, um 1504
© Albertina, Wien

Еще один акцент выставки относится к римскому периоду. В течение более 10 лет, начиная с 1508 года, Рафаэль по заказу папы Юлия II (который не дожил до окончания работы) расписывал для него новые апартаменты; сейчас эти фрески известны как Станцы. На выставке наиболее полно представлен процесс работы художника над фреской «Диспута» («Богословие»), размещенной в кабинете папы и входящей в цикл с общей темой «Духовная деятельность человека». Почти 20 эскизов, набросков и штудий показывают, как мастер шел от первоначального замысла к проработке деталей: поз, композиции, драпировки… В зале размещен макет папских апартаментов, дающий представление о том, к чему привели искания мастера.

Raffael
Kompositionsstudie (Studie für die "Disputà", Stanza della Segnatura, Vatikan), 1509
© Albertina, Wien

А еще на выставке можно увидеть самую дорогую работу на бумаге: это «Голова молодого апостола» - эскиз к последней, незавершенной работе Рафаэля – «Преображение», которую художник писал по заказу кардинала Джулио Медичи для алтаря собора Святого Жюста во французском Нарбонне. Формат данного материала не позволяет процитировать хотя бы самые известные высказывания о ней; поэтому мы ограничимся словами Джорджо Вазари, который назвал «Преображение» «самой прекрасной и божественной» из всех работ Рафаэля. Известно, что именно она стояла в головах у умершего Рафаэля, пока шли приготовления к его погребению.

В 2012 году эскиз был выставлен на торги семьей герцогов Девонширских (коллекция которых славится работами Рафаэля) и продан за 36,6 млн евро.

Raffael
Porträt des Bindo Altoviti, ca. 1514-1515
National Gallery of Art, Washington
 
Raffael
Kopf- und Handstudie, 1519-20
Ashmolean Museum, Oxford
© Ashmolean Museum, University of Oxford

Код 43 был очарован портретами кисти Рафаэля: на выставке их представлено три. Автопортрет 1505 года, портрет Биндо Альтовити и портрет молодого человека. Оказалось, однако, что есть эксперты, которые сомневаются в том, что Рафаэль сам писал последний из названных портретов. Его либо приписывают самому известному ученику Рафаэля Джулио Романо, либо полагают, что над картиной поработали оба – и учитель, и ученик. Вглядитесь и вы в эти изящные немного женственные черты: как вам кажется, это Рафаэль?

Отправить запрос