Made in Austria

KTM - Из гаража на гоночный трек

Для всех мотоциклистов и фанатов велоспорта KTM - не просто три буквы. За ними стоят новейшие технологии, лучшие мотоциклы и велосипеды, о которых многие могут только мечтать. Но каков же путь столь известного в современном мире брэнда?

Как истории многих успешных компаний, эта начинается с гаража, причем в самом прямом смысле. В далеком 1934 году Йоханн Трункенпольц открыл автомастерскую в городе Маттигхофен (Верхняя Австрия), где начал продажу мотоциклов DKW и автомобилей Opel. Называлось предприятие Kraftfahrzeug Trunkenpolz Mattighofen. Имя Трункенпольца так и осталось бы никому неизвестным, если бы в 1951 он не создал свой первый мотоцикл R100. Все части мотоцикла за исключением двигателя были его собственной разработкой, а двигатели он закупал у Fichtel & Sachs (что интересно - тоже австрийские, спроектированные Rotax) . Серийное же производство началось лишь 2 года спустя, в 1953 году.

Тогда же вторым совладельцем становится Эрнст Кронрайф, после чего компания переименовывается в Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen, сохраняя привычную аббревиатуру KTM.

Гонка как стиль жизни

В 1954 году KTM впервые появляется на треке, а спустя всего два года Эгон Дорнауэр на технике KTM берет золото в International Six Days Trials - награду, которая показывает высокий профессионализм весьма еще молодой на тот момент команды.

Спустя год, в 1957, KTM выпускает первый мотоцикл типа Трофи с рабочим объемом двигателя 125 см³. Тогда же увидел свет первый мопед Mecky, а в 1960 году выходит первый велосипед знаменитой марки.

К сожалению, в 1960 году уходит из жизни Кронрайф, а 2 года спустя - и Трункенпольц. С этого момента начинается новая история марки, принесшей множество радостей и разочарований своим фанатам.

После смерти отца руководство компании переходит к Эриху Трункенпольцу, который приведет KTM к громкой славе.

К 1971 году компания выпускает 42 модели мотоциклов и велосипедов, ее штат насчитывает более 700 человек, а оборот превышает 750 миллионов шиллингов (да, евро были не всегда). К 80-м годам фирма расширяет производство и предлагает своим клиентам не только мото- и велотехнику, но и двигатели с радиаторами.

Обороты росли, но все же кризис конца 80-х компанию не минул. В 1988 году спрос на малую технику - мопеды - стал катастрофически падать, а после смерти Эриха в 1989 году 51% компании был выкуплен GIT Trust Holding . Несмотря на все попытки владельцев вернуть прибыльность, в 1991 году управление активами перешло банкам-кредиторам.

Переломный 91-й

1991 год считается переломным в истории KTM - благодаря банковским инвестициям компания была реформирована, сферы деятельности разделены по продуктам, был куплен шведский производитель мотоциклов Husaberg AB, а позже и легендарная Husqvarna Motorcycles . Можно считать, что с этого момента KTM стал королем среди производителей кроссовых мотоциклов, оставив далеко позади таких конкурентов, как Yamaha и Honda.

Мотоспорт

Несмотря на первую награду в гонках 1956 года, настоящее победное шествие KTM началось много лет спустя, в 1974 году, когда советский гонщик Геннадий Моисеев выиграл чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 см³, оставив своих соперников далеко позади. С этого момента серьзных соперников в мотокроссе у KTM просто не было. К 2016 году команда KTM выиграла более 260 соревнований, став одной из самых успешных команд в истории мотоспорта.

KTM сейчас

А что же сегодня? KTM остается ведущим производителем мотоциклов типа Кросс и Эндуро - каждый любитель мототехники скажет, что лучше KTM-а нет и быть не может, ведь формула проста - объем 250 см³, а едет как все 450.

Отдельно стоит отметить достижения в технике, не свойственной компании - Суперспорт. RC8 сразу же стал легендой, а KTM Duke - образцом для подражания, ведь такое соотношение мощности и веса недоступно больше никому. Super Duke - объект вожделения всех мотоциклистов, показавший "где раки зимуют" таким именитым соперникам, как Suzuki Hayabusa и Yamaha R1.

Что дальше?

А дальше - великолепный KTM X-Bow GT4 (Кросс-боу), доказавший, что мотоциклисты умеют делать спортивные автомобили, и, конечно, новые победы. И еще что-то принципиально новое и интересное, а что именно - покажет время.