Вена

О динозаврах, метеоритах и редких землях - Венский Музей истории природы празднует свое 125-летие

Здания музеев, предназначенных для хранения и демонстрации широкой публике уникальных художественных и природных объектов, были частью огромного проекта в самом центре Вены — так называемого «императорского форума». Неудивительно, что конкурс среди архитекторов был объявлен и курировался непосредственно императором Францем Иосифом I. Было это в далеком 1867 году. Победу в конкурсе одержал проект двух зеркально повторяющих друг друга зданий архитекторов Готфрида Земпера и Карла Хазенауэра. К строительным работам приступили в 1871 году, а 10 октября 1889 года Музей истории природы впервые распахнул свои двери для посетителей. На два года раньше, чем его брат-близнец — Музей истории искусств! Идентичные внешне здания отличаются лишь тематикой скульптурного ряда: на первом — это научные открытия, на втором — развитие художественных стилей. На крыше Музея истории природы установлена фигура бога солнца Гелиоса, купол Музея истории искусств венчает богиня Афина.

С момента своего открытия Музею истории природы приходится мириться с тем фактом, что на искусство и его историю «падает больше света», чем на естественные науки. «В некоторой степени это связано и с названием музея, зачастую вводящим в заблуждение публику, — подтверждает директор музея Кристиан Кёберль. — Нашу деятельность нельзя отнести к документации истории природы в привычном смысле. Наша работа состоит в первую очередь в популяризации естественных наук и расширении знаний об окружающем нас мире на основе коллекции, собираемой на протяжении вот уже более чем 260 лет, и в собственных научных исследованиях, проводимых непосредственно в музее».

Это означает, что большая часть работы проходит «за кулисами», в лабораториях, скрытых от глаз посетителей, а результаты многолетних исследований находят свое выражение в тематических специализированных выставках. Но даже многосторонние, очень продуманно подготовленные и спланированные экспозиции, как, например, выставка о редких и вымирающих видах животных, могут показать лишь часть огромной коллекции. Или, как образно отмечает Кристиан Кёберль: «Наши выставки похожи на айсберги: на поверхности находится только небольшая часть ледяной горы, все остальное скрыто под толщей воды».

Представить себе эту спрятанную от публики жизнь музея помогают цифры: под выставочные залы отведено 9000 из 50 000 кв. м полезной площади, 60 из 330 музейных работников — научные сотрудники на полной ставке.

Кристиан Кёберль вступил на должность директора музея в 2010 году. За прошедшие годы ему удалось в значительной степени изменить имидж музея и избавить его от ярлыка «запыленного склада природных объектов». Так, благодаря его усилиям было систематизировано и вновь открыто для широкой публики уникальное отделение антропологии, долгое время до этого находившееся «под замком» и вызывавшее неоднозначные мнения (в частности, из-за существовавшего здесь зала человеческих рас). Под руководством директора новый облик получил и зал, посвященный динозаврам, — одна из главных достопримечательностей музея. Для этого зала была изготовлена подвижная модель тиранозавра (Tiranosaurus Rex) «прижизненных» размеров. Эффект неожиданности такой, что подчас и взрослые посетители музея не могут сдержать испуганных возгласов.

При этом патина времени на многих экспонатах музея (в коллекции метеоритов, минералов или орнитологическом отделении) придает ему особый шарм, с которым не хочется расставаться. Кроме этого, кто же согласится заменить ставшие историей 100-летние витрины на экраны с функцией touch-screen?

Новые медийные технологии, несомненно, находят применение в различных экспозициях. Например, если нужно продемонстрировать значение воды в жизни человека и показать, к каким последствиям может привести неконтролируемое использование этого ресурса. Или когда посетителям необходимо разъяснить такое понятие, как «редкоземельные элементы», которые в последнее время занимают очень важное место в нашей повседневной жизни, ведь мы каждый день держим их в руках в наших мобильных телефонах или планшетах. Экспозиция представляет не только информацию о том, как сложно бывает найти и какие трудности связаны с добычей этих элементов, но и политические и социальные аспекты их разработки и использования. Такие темы требуют, естественно, внимательной и соответствующей духу времени подготовки. Поиски спонсоров для выставки по «горячей» теме, вызывающей споры в обществе, далеко не всегда заканчиваются успехом. Меценаты для художественных выставок находятся существенно легче.

Существующие проблемы, однако, не способны изменить планы директора в юбилейном году. Профессору планетарной геологии и специалисту по импактным событиям* удалось привлечь в музей новых посетителей. Их значительно увеличившееся число подтверждает, что директор и его команда выбрали верный путь.

Музей истории природы входит в список важнейших достопримечательностей австрийской столицы. Здесь можно познакомиться со старейшей в мире коллекцией метеоритов, основы которой были заложены еще в 1751 году (с тех пор она регулярно пополняется; до февраля 2015 года в коллекции выставлен и Челябинский метеорит), посетить открывшийся в сентябре 2014 года цифровой планетарий с полнокупольной проекцией, увидеть в рамках выставки «Мамонты. Замороженные мумии из Сибири» впервые демонстрирующуюся в Европе мумию мамонтенка. Экспонаты для этой выставки были предоставлены Зоологическим музеем Российской академии наук Санкт-Петербурга.

Инициативы энтузиастов, специализированные выставки, презентации коллекций, несомненно, облегчат задачу бога Гелиоса и помогут ему вывести музей из тени в лучи солнца национального и международного внимания.