Венето: Лидо-ди-Езоло

Венеция

Какие три события вспоминаются первыми при слове Венеция? Конечно же, венецианские карнавал, биеннале и кинофестиваль.

Венеция – это не только туристическая Мекка, уникальный город, который узнается сразу же, подобного которому нет и никогда не будет. Венеция – это еще и одна из главные культурных столиц этого мира. И в первую очередь благодаря этим трем событиям, которые привлекают в город и деятелей культуры – художников, режиссеров, актеров, и представителей делового мира – прокатчиков, дилеров, агентов, галеристов, и миллионы любителей искусства. Теперь уже трудно представить те времена, когда еще не проводились в венецианских палаццо выставки самых известных художников и скульпторов современности, а на острове Лидо не собирался в конце лета весь цвет мирового кинематографа. Хотя прошло не так уж много времени…

Фестиваль

В этом году Венецианскому кинофестивалю исполняется 75 лет. Начиналась история довольно мрачно. Отцомоснователем фестиваля был Бенито Муссолини, тщеславный фашистский диктатор, представлявший себя большим знатоком искусства. Как и каждый диктатор, дуче пытался изменить художественный облик эпохи, запечатлеть свой образ не только в архитектуре или музыке, но и в кино. В 1932 году на венецианском острове Лидо впервые стартовал конкурсный показ кинокартин. Принимали в нем участие в основном европейские кинематографисты.

Впрочем, косвенным образом Венецианский фестиваль искупил грехи своего основателя достаточно быстро. Свободолюбивые французы, недовольные вмешательством властей в процедуру отбора победителей, учредили собственный конкурс – в Канне. А Иосиф Сталин, оценив перспективы затеи итальянского диктатора, велел организовать альтернативный венецианскому Московский кинофестиваль. Расцвет фестиваля пришелся на благословенное послевоенное время. Италия дала миру великих режиссеров, великих актеров – и прекрасные фильмы, которые навсегда останутся в золотых анналах кинематографии. С тех пор репутация фестиваля оставалась на самом высоком уровне, премии получали самые достойные – за исключением нескольких лет в семидесятые годы, когда из-за политического хаоса в стране фестиваль не проводился.

Гран При фестиваля – Золотой лев, символ города, привезенный из покоренного дожем Дандоло и его воинами Константинополя. Несколько раз его обладателями становились отечественные кинематографисты. Андрей Тарковский получил Золотого льва в 1962-м за «Иваново детство», а в 1991-м Никита Михалков удостоился его за фильм «Урга».

Но самую большую коллекцию Львов собрал великий итальянец – Лукино Висконти.

Биеннале

Второе важнейшее культурное событие – выставка современного искусства, известная во всем мире под именем Венецианского биеннале – имеет историю, на четыре десятка лет более долгую, чем фестиваль. Идея такой выставки зародилась еще в конце прошлого века у большого любителя живописи, итальянского политика Риккардо Сельватико. Ее первоначальное название – Международная художественная выставка Венеции, и, начиная с 1895 года, выставлялись здесь только работы художников.

В первой выставке приняли участие художники из шестнадцати стран, потом количество участников стало расти в геометрической прогрессии: первые десятилетия биеннале, которое по традиции проводится каждые два года, пришлись на пору расцвета импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, дадаизма. Каждая экспозиция порождала невиданный ажиотаж и – часто – скандал, а газеты и радиостанции разносили их по всему свету. Лучшей рекламы было и не придумать. Но вовсе не скандалам, а продуманной художественной политике организаторов, высокому уровню отбираемых для показа работ, традиционно безупречному эстетическому чувству венецианцев биеннале обязана своей репутацией. Победитель редко когда исчезал в пучине забвения.

Главная награда выставки – разумеется, Золотой лев (вернее, львы – они присуждаются победителям в нескольких категориях). После второй мировой войны к экспозициям живописи добавились архитектура, в тридцатые годы в рамках выставки проводился – и потом эта традиция возродилась – театральный фестиваль.

Биеннале проходит в живописнейшем месте Италии – на острове Лидо. Русский павильон был построен архитектором Алексеем Щусевым, однако после ярких экспозиций советского авангарда тридцатых годов, с приходом к власти в Италии режима дуче, участие СССР в биеннале надолго прекратилось. Вернулся Советский Союз в Венецию уже в семидесятые годы, здесь выставлялись работы Аристарха Лентулова, Малевича, Нисского, Дейнеки, Фалька и других отцов российского авангарда, а после падения железного занавеса в русский павильон вернулись и недавно еще едва ли не запрещенные на родине мастера отечественного авангарда.

Если вы пытаетесь разобраться в современном искусстве, в его новых формах, отделить семена от плевел, понять, в каком направлении оно будет развиваться, что будет модно и популярно, а что канет в лету – лучшей возможности разобраться во всем этом, кроме как на венецианском биеннале, вам вряд ли представится.

Карнавал

А самое известное событие – трудно найти на земле человека, который бы о нем никогда не слыхал – происходит в Венеции ежегодно в феврале или марте. Сроки зависят от церковного календаря. Это, конечно же, венецианский карнавал.

Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году – странное совпадение, год в год за тысячелетие до того момента, когда Риккардо Сельватико представил публике идею биеннале. Впрочем, это только если ориентироваться на письменные свидетельства. Считается, что карнавалы (хоть и назывались они тогда по-другому) проводились еще во времена седой древности, дохристианские – и старейший в мире венецианский карнавал унаследовал черты тех празднеств. В этой версии нет ничего фантастического: в античные времена после сбора урожая устраивался праздник Сатурна, когда за богато накрытыми столами сидели бок о бок рабы, поденные работники и господа, плебеи и патриции, а чтобы не смущать ни тех ни других, было заведено прятать фигуру в необычные облачения, а лица скрывать за масками. Впрочем, ошибется тот, кто решит, что карнавалы в Венеции проводятся регулярно эту тысячу с лишним лет. Вовсе нет. История их знала сотни и сотни лет, когда о них либо забывали, либо вводили на них категорический запрет. Предпоследний запрет случился, когда Венеция потеряла независимость и попала под власть дома Габсбургов: австрийская чопорность и почтение к сословностям и условностям никак не могла принять такого – пусть и ограниченного четкими сроками – разгула свободы и равенства. А самый последний (надеемся, не на этот момент, а уже навсегда) раз карнавал был запрещен в двадцатом веке.

Возродилась традиция – во что теперь трудно поверить – совсем недавно. В 1979 году великий режиссер Федерико Феллини сумел убедить светские власти и папский престол, что что возрождение карнавала принесет огромную пользу и выгоду и городу, и всей Италии. И теперь сотни тысяч людей со всей Земли устремляются в эти дни на тесные улочки, горбатые мосты над каналами, старинные площади самого необыкновенного города мира, чтобы насладиться зрелищем, которое уже никогда не забудется.

…А в полночь Жирного вторника звон колоколов церкви Сан Франческо делла Винья возвестит огромной толпе, веселящейся на площади Сан Марко, что карнавал завершается и начинается Великий пост.